Инвентарь и хозяйственные принадлежности, как и основные средства, в процессе эксплуатации не изменяют своей натуральной формы и изнашиваются постепенно. Однако в связи с их многочисленностью и непродолжительным сроком службы их условно учитывают в составе средств в обороте.
К инвентарю и хозяйственным принадлежностям относят: предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью на дату приобретения не более-30-кратного размера базовой величины, установленного законодательством Республики Беларусь, за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре, без НДС) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, а также рабочий скот и животные основного стада (независимо от вида животных), которые относятся к основным средствам, независимо от их стоимости.
В учете инвентарь и хозяйственные принадлежности классифицируются по назначению и роли в процессе производства и месту нахождения.
По назначению и роли в процессе производства они делятся на следующие группы:
- инструменты и приспособления общего назначения — режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобный им инструменты, измерительные приборы и приспособления, которые имеют универсальное применение и употребляются при изготовлении различных видов продукции;
- специальные инструменты и специальные приспособления: инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения только одного индивидуального заказа или производства определенных изделий (изготовления деталей и узлов, сборки и испытания изделий в целом и т.д.);
- сменное оборудование: многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства (изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки (рабочие и опорные), формы воздушные, мульды различного назначения, желоба для разливки и заливки металла, челноки и т.п.;
- технологическая тара: тара, многократно используемая непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т.п.);
- производственный инвентарь — предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций — рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее охране труда, шкафы, стеллажи, тумбочки и т.п.;
- хозяйственный инвентарь — конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, портьеры и т.п.), вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь и т.д.;
- специальная одежда, специальная обувь и средства индивидуальной защиты — комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы. противогазы и т.п.;
- постельные принадлежности — матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки, полотенца и т.п.;
- прочие предметы — столовая посуда и столовые принадлежности, инвентарь для социально-культурных мероприятий, спортивный и др.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности учитываются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, которая включает все расходы на их приобретение и заготовление. Фактическая себестоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей изготовленных в самой организации, определяется исходя из фактических затрат на их изготовление.
Документальное оформление поступления инвентаря и хозяйственных принадлежностей и их учет на складе ведется аналогично учету основных материалов. В целях усиления контроля за сохранностью отдельных видов инвентаря и хозяйственных принадлежностей производится маркировка спецодежды, спецобуви, постельных принадлежностей, столовой посуды и др. Маркировка содержит наименование организации и делается краской, клеймением, прикреплением жетонов. На хозяйственный инвентарь, находящийся в офисе строительной организации, рекомендуется составлять описи, которые вывешиваются в соответствующем помещении.
Производственный и хозяйственный инвентарь отпускается со склада организации в эксплуатацию на основании требований по форме № М-10. Материально ответственные лица учитывают полученный инвентарь в карточках складского учета материалов по форме № М-17, книгах и описях.
Инвентарь, который выдается рабочим из приобъектных кладовых в длительное пользование, учитывается на карточках учета инвентаря по форме № МБ-2. Карточка заполняется кладовщиком в одном экземпляре на каждого работника, получившего эти предметы, и хранится в картотеке кладовой.
Для оформления поломки и утери инструментов (приспособлений) применяется акт выбытия по форме № МБ-4.
Для определения негодности инвентаря и списания их с баланса организации создаются постоянно действующие комиссии, которые производят непосредственный осмотр предметов, подлежащих списанию, устанавливают их непригодность, а также определяют возможность использования или реализации отходов, полученных от их списания. Они составляют акты на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря по форме № С-9
Инвентарь, который выдается рабочим из приобъектных кладовых в длительное пользование, учитывается на карточках учета инвентаря по форме № МБ-2. Карточка заполняется кладовщиком в одном экземпляре на каждого работника, получившего эти предметы, и хранится в картотеке кладовой.
Для оформления поломки и утери инструментов (приспособлений) применяется акт выбытия по форме № МБ-4.
Для определения негодности инвентаря и списания их с баланса организации создаются постоянно действующие комиссии, которые производят непосредственный осмотр предметов, подлежащих списанию, устанавливают их непригодность, а также определяют возможность использования или реализации отходов, полученных от их списания. Они составляют акты на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря по форме № С-9
Для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей предназначен счет 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». На нем учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, включаемых в состав средств в обороте.
Погашение (перенос) стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей на себестоимость строительно-монтажных работ производится следующим образом.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности стоимостью до двух базовых величин за единицу по мере их отпуска со склада в эксплуатацию в суммарном (денежном) выражении сразу списывают на себестоимость строительно-монтажных работ, а в количественном выражении учитывают на подотчете материально ответственных лиц до полного их износа (ликвидации).
В бухгалтерском учете в зависимости от направления их использования делают следующие записи:
- списывается стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей стоимостью до двух базовых величин – Д 20, 23, 25, 26, 44 К 10/9
Пример 1. С центрального склада переданы на строительный участок лопаты совковые 6 штук по цене 85000 р. за 1 штуку на сумму 510000 р.
Д-т счета 26 «Накладные расходы»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 51 000 р.
Пример 2. С центрального склада переданы в ремонтно-механическую мастерскую ключи гаечные 5 штук по цене 11 500 р. за 1 штуку на сумму 57 500 р.
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 57 500 р.
Пример 3. С центрального склада переданы на участок эксплуатации строительных машин и механизмов отвертки 5 штук по цене 6500 р. за 1 штуку на сумму 32 500 р.
Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 32 500 р.
Для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей, находящихся в эксплуатации, необходимо к счету 10 «Материалы» открывать отдельный субсчет 14 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации». На инвентарь и хозяйственные принадлежности свыше двух базовых величин за единицу при их передаче с центрального склада в эксплуатацию делают следующую запись:
Д-т счета 10 «Материалы» субсчет 14 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Существует несколько приемов (способов) погашения (переноса) их стоимости на себестоимость строительно-монтажных работ.
1. По основной части инвентаря и хозяйственных принадлежностей в размере 50 % стоимости предметов — при передаче их со склада в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью; или в размере 100 % — при передаче их со склада в эксплуатацию: или в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.
Пример 1. В апреле 20__г. отпущены со склада в эксплуатацию на строительный участок инвентарь и хозяйственные принадлежности на сумму 1 600 000 р. На счетах бухгалтерского учета необходимо сделать следующие записи:
1) Д-т счета 10 «Материалы» субсчет 14 «Инвентарь и хозяйственные
принадлежности в эксплуатации»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 1 600 000 р.;
2) Д-т счета 26 «Накладные расходы»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 14 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации» 800 000 р. (1 600 000 / 2)
Можно использовать и второй способ погашения (переноса) их стоимости на себестоимость строительно-монтажных работ. При этом способе к счету 10 «Материалы» надо открыть субсчет «Износ предметов» и при передаче в эксплуатацию инвентаря и хозяйственных принадлежностей свыше двух базовых величин делается следующая запись:
Д-т счета 26 «Накладные расходы»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет «Износ предметов» — 800 000 р.
Пример 2. Сцентрального склада переданы на строительный участок 2 пилы по газобетону по цене 90350 р. за 1 пилу на сумму 180 700 р.
Д-т счета 26 «Накладные расходы»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет «Износ предметов» — 180 700 р.
Конкретный порядок погашения (перенос) стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей определяется учетной политикой организации.
2. По специальным инструментам и приспособлениям их стоимость погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление или приобретение и запланированного выпуска продукции с помощью этих инструментов и приспособлений сроком до двух лет. Этот способ может быть применен в подсобных производствах, состоящих на балансе организации.
Пример. Для выпуска в течение года 500 единиц определенной продукции запланировано использовать инструментов на сумму 2 500 000 р. В этом случае погашение стоимости инструментов на единицу продукции составит 5000 р. (2 500 000 / 500).
Если в апреле 20__ г. произведено 50 единиц продукции, то в этом случае погашение стоимости инструментов составит в сумме 250 000 р. (5000 • 50). На эту сумму в бухгалтерском учете будет сделана следующая запись:
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет 14 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации» 250 000 р. или
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»
К-т счета 10 «Материалы» субсчет «Износ предметов» — 250 000 р.