Выделите основные положения даосизма, опираясь на высказывания Лао-цзы

Семинар

Тема «Философия Древнего Востока»

I. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Характеристика сущности и основных категорий школы имен.

2. Характеристика сущности и основных категорий школы инь – ян..

3. Характеристика основных школ древнеиндийской философии (ортодоксальные, неортодоксальные).

4. Характеристика буддизма (колесо причинности, путь спасения Будды).

II. Практические задания к семинарскому занятию

1. Познакомившись с основными школами древнекитайской философии, заполните таблицу, выделив основные положения философских воззрений

Школа Основные положения
Школа Инь-Ян  
Конфуцианство  
Моизм  
Школа имен  
Легизм  
Даосизм  

2. Отразите двойственность Дао в таблице

   
   
   
   
   
   
   
   
   

3. Графически отобразите виды познания в школе ньяя.

4. Схематично отразите семь видов реальности школы вайшешика.

5. Характеристика философских воззрений джайнизма и чарваки.

III. Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Изучив основные положения концепции «благородного мужа», заполните следующую таблицу:

Иероглифы Основные качества Направленность деяний благородного мужа Направленность деяний низкого мужа
Жэнь (гуманность)      
Сяо (сыновья почтительность)      
Ли (этикет)      
И (долг, справедливость)      
Мин (знание судьбы, или Воли Небес)      
       
       
       

2. Выделив основные положения даосизма, опираясь на высказывания Лао-цзы, представьте тезисный конспект (см.. Приложение).

3. Основные положения природы человеческого «я» школы йоги (состояния ума-читты и средства просветления читты).

IV. Тесты для самопроверки

Древнеиндийская и древнекитайская философия 1 – вариант Древнеиндийская и древнекитайская философия 2 – вариант
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную: 1) чарвака-локаята; 2) буддизм; 3) джайнизм; 4) веданта. 1. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель: 1) конфуцианства; 2) буддизма; 3) мусульманства; 4) йоги.
2. Укажите древнекитайский философский текст: 1) «Упанишады»; 2) «Книга перемен»; 3) «Книга мертвых»; 4) «Типитака». 2. «Теория недеяния» – основной принцип: 1) даосизма; 2) буддизма; 3) конфуцианства; 4) моизма.
3. Умеренность и избегание крайностей у Будды – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Золотое правило»; 4) «Благородная истина». 3. Впервые изречение «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» прозвучало в трудах: 1) Толстого; 2) Аристотеля; 3) Конфуция; 4) эпос «Махабхарата».
4. Высшая ступень нравственного совершенства души (в Индийской философии): 1) сансара; 2) карма; 3) мокша; 4) ахимса. 4. Путь постепенной трансформации сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Истинный путь» 4) «путь Будды».
5. «Хинаяна» и «Махаяна» – это направления: 1) буддизма; 2) индуизма; 3) конфуцианства; 4) даосизма. 5. В V в. до н. э. существовало 100 философских школ: 1) в Индии; 2) в Египте; 3) в Китае; 4) в Греции.
6. Стихии или первоэлементы природы: вода, огонь, металл, земля и...: 1) дерево; 2) человек; 3) воздух; 4) камень. 6. Два духа – Инь и Ян – управляют: 1) водой и землей; 2) небом и землей; 3) живой и неживой природой; 4) водой и огнем.
7. Дао – это: 1) путь; 2) жизнь; 3) правило; 4) основное понятие в философии Конфуция. 7. Основоположник даосизма: 1) Чжуан-цзы; 2) Мо-цзы; 3) Лао-цзы; 4) Шан Ян.
8. Основной принцип даосизма: 1) принцип причинности; 2) принцип непротивления злу; 3) принцип недеяния; 4) принцип человеколюбия. 8. Принуждение вместо убеждения в системе государственного управления – это один из принципов: 1) даосизма; 2) конфуцианства; 3) моизма; 4) легизма.
9. Книга «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») написана: 1) Мо-цзы; 2) Шан Яном; 3) Конфуцием; 4) одним из учеников Конфуция. 9. Образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению – это: 1) принцип «ли»; 2) принцип «вэнь»; 3) принцип «недеяния»; 4) принцип «чжун».
10. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание: 1) на проблеме жизни и смерти; 2) на проблеме общественных отношений; 3) на проблеме человека; 4) на проблеме познания. 10. Восточная философия отличается от западной: 1) приверженностью научной методологии; 2) тесным взаимодействием с религией; 3) обращением к общечеловеческим ценностям; 4) большим вниманием к проблемам общества.

Приложение

Выделите основные положения даосизма, опираясь на высказывания Лао-цзы

· «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности».

· «Знающий не говорит, говорящий не знает».

Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».

«Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.»

· «Когда человек дойдет до не-делания, то нет того, что бы не было сделано.»

· «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.»

· «Множество горных рек впадает в глубокое море. Причина в том, что моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии властвовать над всеми потоками. Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади. Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними, они не считают это несправедливостью.»

· «„Святой муж“, управляющий страной, старается, чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.»

· «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.»

· «Нет знания; вот почему я не знаю ничего.»

· «От того народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.»

Свое учение Лао-Цзы называл Путем (дао). “Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного, начало неба и земли: нет ничего вне его, нет ничего такого сокровенного, что бы не заключалось в нём”.

"Входить в жизнь, значит входить в смерть. Кто, пользуясь истинным просвещением, возвращается к своему свету, тот ничего не теряет при разрушении своего тела. Это значит облечься в вечность".

Лао-Цзы учил: “Предаваться роскоши - это всё равно, что хвастаться наворованным”, "Нет греха тяжелее страстей. Нет большего преступления, как признавать похоть вседозволенной".

"Я имею три сокровища, которыми дорожу, - говорил Лао-Цзы, - первое - человеколюбие, второе - бережливость, а третье - состоит в том, что я не смею быть впереди других".

“Если бы князья и цари блюли во всей чистоте дао, то все существа сами собою соблюдали бы его, небо и земля слились бы, расточая освежающую росу, никто не приказывал бы народу, но он сам бы творил справедливое”.

"Когда цари и князья заботятся об обороне, то сама природа сделается помощницей их".

"Мудрец заботится о внутреннем, а не о внешнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: