Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления, выступающая в качестве сложного механизма функционирования национальной экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.
Сущность рынка проявляется в его функциях:
1. Интегрирующая. На рынке происходит соединение сферы производства, сферы потребления и посредников, включение их в общий процесс обмена продуктами труда и услугами.
2. Регулирующая дает ответ на вопросы «что производить», «для кого производить», «как производить».
3. Стимулирующая проявляется в стремлении товаропроизводителей к созданию новой техники, способной уменьшить издержки производства и тем самым снизить цену.
4. Контролирующая. Контроль за результатами производства, выявляет насколько продаваемая продукция соответствует нуждам потребителей как качественно, так и количественно.
|
|
5. Информационная дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
6. Экономичности предполагает сокращение издержек обращения.
7. Реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. У продавцов – в получении большего размера прибыли, у покупателей – удовлетворение потребности с наименьшими затратами.
8. Санирующая –избавляет общественное производство от экономически слабых фирм.
9. Дифференцирующая –дифференцирует товаропроизводителей по уровню доходности.
История рынка насчитывает 7–8 тыс. лет.
В течение этого периода менялись представления экономистов о том, что такое рынок:
1. В бытовом представлении рынок – место сбыта товара.
2. В рамках неоклассического -свобода обмена и установления цен.
3. Рынок – это всякая группа людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поду любого товара. Недостатком данного определения является то обстоятельство, что сущность рынка сводится только к сфере обращения.
Учитывая все приведенные выше определения, при определении рынка следует исходить из двойственного значения понятия «рынок»:
1. В собственном смысле рынок означает market – сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.
2. Рынок – как экономическая категория, охватывает все сферы деятельности, а не только обращения.