Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей
Характерные черты чистой монополии:
Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
Недостатки:
Вхождение в отрасль заблокировано.
Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).
Недостатки монополии: “Потери мёртвого груза” - безвозвратные потери от монополии - это сокращение объёма производства относительно конкурентного уровня в результате назначения цены выше предельных издержек.
Достоинства монополии:
Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Группа с эластичным спросом получает возможность приобретать больше товара по более низкой цене и продавец получает прирост прибыли. Законом предоставляются монопольные права изобретателям, система вознаграждений основанная на временных монополиях является единственной системой которая позволяет выяснить полезность того или иного изобретения для общества, т.е. вывести его на рынок и посмотреть сколько покупатель готов за него платить. Кроме того фирмы обладающие монопольной властью могут тратить свои деньги на исследования, они обеспечивают выгоду как себе так и обществу в целом.







