Рынок – это категория товарного хозяйства, где отношения между производителями и потребителями основаны на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Условием возникновения рынка являются:
1. Общественное разделение производства.
2. Экономическая обособленность и самостоятельность производителей, которая возникает с появлением частной собственности.
Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства и одновременно конечными потребителями товаров и услуг.
Бизнес – это предприятия, функционирующие с целью получения дохода. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено главным образом бюджетными организациями, которые не имеют целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Структура рынка: Рынок как система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков.
|
|
Рынок классифицируют по различным критериям:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок труда, рынок земли, рынок ценных бумаг и т.д.;
2) по географическому положению – местный, национальный, мировой;
3) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический и т.д.;
4) по отраслям – автомобильный, нефтяной и т.д.;
5) по характеру продаж – оптовый, розничный.
Функции рынка:
1. Информационная.
2. Посредническая.
3. Ценообразующая.
4. Регулирующая.
5. Санирующая.