Введение. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот

Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Трудно перечислить все, что получает человек от зелёных растений. Они не только ценны тем, что дают пищу и сырьё. Растения украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдёт торопливо по лесу или цветочному лугу, а внимательно приглядится к окружающему зелёному миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Сохранить их – наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира [1].

Хочется уделить внимание растениям лесной и болотной местности. Для лучшего ознакомления с флорой проложим экологическую тропу «сосновый лес – верховое болото» в районе г. Череповца.

Цель данной курсовой работы: разработать экологическую тропу «сосновый лес – верховое болото»

Для этого нужно решить ряд задач:

1) Определить места стоянок.

2) Выбрать маршрут.

3) Собрать гербарий и определить растения.

4) Составить текст экскурсии.


1 Экологическая тропа как особая форма экологического просвещения населения

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. История организации таких маршрутов в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе. Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа [5].

Экологическая тропа рассчитана на педагогов, воспитателей, студентов и учащихся. Педагоги, воспитатели на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Студенты и учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. При выборе маршрута нужно учитывать привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами могут утомить ребенка и сделать маршрут неинтересным [3]. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Изучение видового многообразия прямо отвечает выполнению требований учебной программы по ботанике и зоологии. Здесь важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных учебных исследований или включаются в рассказ экскурсовода. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. На тропе могут устанавливаться информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту [6].


2 Материалы и методы исследования

В качестве приложения к курсовой работе служит гербарный материал, собранный на предполагаемых остановках – «сосновый лес» и «верховое болото». Растения были определены при помощи бинокуляра МБС – 10 и определителей [4], имеющихся на кафедре биологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: