Тема 6. Теория потребительского поведения
Потребительское поведение
| процесс формирования индивидуального спроса на различные товары и услуги
|
Каждый потребитель решает три вопроса:
1. ЧТОкупить? Полезность
2. СКОЛЬКО стоит? Цена
3. ХВАТИТ ли ДЕНЕГ? Доход
|
Полезность
| способность экономического блага удовлетворять определенные потребности
|
характеристики
категории "полезность"
| • показатель удовлетворенности потребителя (или достигнутого им
благосостояния) при потреблении определенных товаров и услуг;
• отражает разнообразие конкретных ситуаций, в которых находится
потребитель, определяя свое отношение к тому или иному благу.
С изменением ситуации может измениться и полезность данного блага;
• в ситуации выбора служит критерием степени необходимости
каждого данного блага для данного потребителя в данных условиях;
• фиксирует факт самостоятельности (суверенитета) потребителя
в выборе благ для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечивает сравнение различных товаров и услуг по уровню
затрат на них и воздействию их потребления на благосостояние
данного индивида
|
КАК ИЗМЕРИТЬ ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА?
|
Количественная теория полезности
(кардинализм)
| Порядковая теория полезности
(ординализм)
|
У.Джевонс, А.Маршалл, Л.Вальрас,
Ф.Визер, К.Менгер
| Ф.Эджуорт, В.Парето, Дж.Хикс, Е.Слуцкий
|
упорядочивает (сравнивает) уровни полезности и количественно оценивает различия в этих уровнях
| только упорядочивает (сравнивает) уровни полезности
|
основой является теория предельной полезности
| использование концепции кривых безразличия и потребительского бюджета
|