1. Финансовые функции государства.
2. Государственный бюджет.
3. Государственные расходы и совокупный спрос.
4. Государственный долг.
Дополнительные вопросы:
1. Что входит в понятие государственных финансов?
2. Всегда ли бюджетный дефицит – отрицательное явление экономики?
3. Что такое государственная субсидия и субвенция?
4. Для чего создаются внебюджетные фонды?
Тема 9. Деньги и денежно-кредитная политика
Основные вопросы:
1. Денежные системы.
2. Измерение денежной массы.
3. Сущность и формы кредита.
4. Банковская система.
5. Методы денежно-кредитной политики.
Дополнительные вопросы:
1. Что такое ликвидность?
2. Есть ли различия в понятиях «разменная монета» и «металлические деньги»?
3. Как понимать выражение: «банки создают деньги»?
4. Как влияет кредит на эффективность экономики?
5. Отличия лизинг-кредита от аренды.
6. В чем эффект факторинга?
7. Преимущества коммерческого банка перед государственным?
8. Что называется учетной ставкой?
9. Пояснить последствия деноминации.
|
|
10. Упражнение 1.
Проанализируйте данные о денежной массе, определив скорость обращения денег по агрегатам М1 и М2 и сравнив с темпами роста экономики:
Год | ||||||
М1 | ||||||
М2 | ||||||
ВНП | 82- |
Тема 10. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы
Основные вопросы:
1. Инфляция и ее виды.
2. Причины и экономические последствия инфляции.
3. Формы относительного перенаселения.
4. Проблема безработицы в развитых странах.
5. Инфляция и безработица в России.
Дополнительные вопросы:
1. Понятие механизм инфляции под воздействием «шоков предложения».
2. Какой экономический субъект выигрывает от инфляции?
3. В чем суть закона А. Оукена?
4. Что показывает кривая А. Филлипса?
5. Объясните механизм стагфляции.
6. Что понимается под естественной безработицей?
7. Проанализируйте статистику безработицы в наиболее развитых странах ОЭСР.
8. Проанализируйте статистику безработицы в России за 10 лет.
9. Тест. Какое из перечисленных действий выступает как средство, с помощью которого можно подстраховаться от риска непредсказуемой инфляции:
a) включение в контракт пункта об обязательной индексации зарплаты в долгосрочном периоде;
b) индексирование ставок по закладным, учитывающее инфляцию;
c) предложение другу ссуды, процент которой ниже банковского;
d) открытие нового бизнеса на основе банковских кредитов;
e) верны все предыдущие ответы.
10. Упражнение 1.
Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения занятости по категориям: 1) занятые, 2) безработные, 3) не включаемые в состав рабочей силы:
|
|
a) работник, уволившийся по собственному желанию;
b) работник, работающий в режиме неполного рабочего дня;
c) учитель, переведенный на инвалидность по болезни;
d) уволенный рабочий, который прекратил поиски работы;
e) студент дневного отделения учебного заведения;
f) студент вечернего отделения, работающий в дневное время;
g) домашняя хозяйка.