Функция спроса и детерминанты спроса. Эластичность спроса

Развитие рынка определяется его внутренними законами, которые регулируют отношения между основными элементами рынка: спросом, предложением, ценой, конкуренцией.

Спрос предоставляет собой ту часть потребностей общества, которая обеспечена денежным эквивалентом. Объем спроса – это то количество благ и услуг, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – спрос конкретного субъекта. Рыночный спрос – спрос всех покупателей на данный товар.

На рынке, при высокой цене и равных иных условиях, приобретается меньшее количество товара, чем при низкой. Это значит, что спрос зависит от цены, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса.

Р

D

Q

Действие закона спроса обусловлено следующими причинами:

1. здравым смыслом, обычно люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой;

2. каждый покупатель получает меньше удовлетворения или полезности от каждой дополнительной единицы продукта. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цен;

3. «эффектом дохода» и «эффектом замещения». «Эффект дохода» указывает на то, что при снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объем его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров. «Эффект замещения» выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевые товары вместо аналогичных дорогих товаров.

Спрос может изменяться даже тогда, когда цена остается одной и той же. Существует множество неценовых факторов, которые влияют на покупательную способность, спрос. Под их воздействием кривая спроса будет отклоняться вправо, если спрос растет, или влево, если он падает.

 
 


Р

D1

D

D2

Q

Основными неценовыми детерминантами, влияющими на спрос, являются:

1) предпочтения и вкусы потребителей;

2) число покупателей на рынке;

3) денежные доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары;

5) ожидание потребителей.

Способность одной экономической переменной величины реагировать на изменение другой рассмотрим на примере эластичности спроса, который зависит прежде всего от цены, дохода, цен на другие товары.

Эластичность спроса по цене отражает то процентное изменение спроса, которое последует после однопроцентного увеличения цены данного товара.

Рассмотрим варианты эластичности спроса.

Р D3 D2 D1

D4

D5

Q

D1. Совершенно неэластичный спрос. Это один из особых вариантов. ЕР = 0. Вне зависимости от цены спрос есть величина постоянная. Кривая спроса представлена как строго вертикальная линия. Можно ожидать в этой ситуации изменение цены, объема выручки, но не объема продаж в натуральных единицах.

D2. Спрос неэластичный, когда уменьшение цены вызывает некоторый рост продаж, но объем общей выручки все же снижается кривая спроса D2 минимально отклоняется от кривой D1. Коэффициент эластичности 0 < EP < 1.

D3. Спрос с единичной эластичностью. Обнаруживается тогда, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так что общий доход от продаж остается неизменным. ЕР = 1.

D4. Спрос эластичный, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем сама цена. Поэтому имеет место рост общего дохода от продаж. ЕР > 1.

D5. Спрос совершенно эластичен, когда линия спроса D5 строго горизонтальна. В этом случае есть только одна цена, другие просто невозможны. При достигнутой цели нет предела для объема спроса. В этих условиях нет возможности точно определить объем спроса.

Можно выделить факторы эластичности спроса по цене:

1) наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов;

2) альтернативность (чем шире возможность использования товара в альтернативных целях, тем выше его эластичность);

3) специфика отдельных товаров;

4) фактор времени.

Для определения влияния на спрос цен на другие товары находят перекрестную эластичность спроса. На спрос также оказывает влияние доход покупателей, это влияние определяется с помощью эластичности спроса по доходу.

5.3. Функция предложения и факторы сдвига линии предложения.
Эластичность предложения

Совокупность товаров, выносимых на рынок, образует предложение, а назначаемая производителем цена есть «цена предложения».

Если для покупателей от цены зависит величина спроса на товар или услугу, то для производителей цена определяет величину предложения.

Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени.

Как правило, они хотят изготовить и пустить в продажу больше товара по высокой цене, а не по низкой. Производитель в основу своих оценок кладет издержки производства, т.е. то, во что ему обходится выпуск товара.

Прямую зависимость между ценой товара и величиной предложения называют законом предложения.

Как и в отношении спроса, представим понятие предложения в графическом изображении. На вертикальной оси (ординат) откладываем цену, а на горизонтальной (абсцисс) разместим величину предложения.

Каждая точка представляет собой конкретную цену и соответствующее количество товара, которое производитель решит выпустить и продать по этой цене.

Р S

Q

Как и спрос, предложение зависит не только от цены, но и от других, неценовых факторов, называемых неценовыми детерминантами предложения. Под их влиянием вся кривая предложения будет отклоняться вправо, если предложение увеличивается, или влево, если предложение сокращается.

Основными неценовыми факторами, влияющими на изменение предложения, являются:

1. Цены на производственные ресурсы;

2. Изменения в технологии производства;

3. Налоги и дотации;

4. Цены на другие товары;

5. Ожидание изменения цен;

6. Число продавцов на рынке.

Реакцию производителей или рынка продавцов на определенные обстоятельства или факторы характеризует показатель эластичности предложения.

Эластичность предложения по цене (ЕS) определяется как отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к заданному процентному изменению в цене этого товара.

Формула эластичности предложения по цене совпадает с аналогической формулой для вычисления эластичности спроса по цене с той лишь разницей, что значение отражает теперь величину предложения, а не величину спроса.

Линия предложения S показывают, что параметры цены и предложения изменяются в одном и том же направлении. Поэтому формула ES имеет положительное значение.

Варианты эластичности предложения по цене.

- если ЕS = 0, то предложение абсолютно жестокое, нет реакции на цену, объем предложения остается на одном уровне, а уровень цены можно предсказать; линия предложения параллельна оси цен;

- если ЕS < 1, то предложения жестокое, неэластичное, линия предложения лишь незначительно отклоняется от вертикали; обычно это характерно для рынка скоропортящихся товаров, сезонного продукта;

- если ЕS > 1, то предложение эластично, что и является наиболее типичным для рынка предложения;

- если ES = ∞, то небольшое изменение цены означает или безграничный прирост предложения или его полное исчезновение, что означает ситуацию абсолютной эластичности; линия предложения S в этом случае параллельна оси Q;

- если ES = 1, то линия предложения проходит через начало координат. Здесь на любых отрезках эластичность предложения по цене равна 1 и не изменяется.

Р ES ES<1

ES=1

ES>1

ES=∞

Q

Среди других факторов, влияющих на эластичность предложения, следует выделить воздействие конкурентов, изменение цен на сырье и оборудование. Возможности предложения во времени непосредственно зависят от мобильности ресурсов.

В кратковременный период для увеличения производства задействуются далеко не всегда высокоэффективные ресурсы. Поэтому не избежать роста затрат или издержек производства, что создает особое дополнительное давление на цену снизу. В длительный период времени включаются менее мобильные, но более специализированные ресурсы (оборудование, сырье, технология), что исключает ряд факторов, вызывающих рост цен по линии «инфляции производства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: