Неценовые факторы спроса

Кроме цены на решения покупателей о приобретении блага влияют и другие факторы, которые при построении данной зависимости считались прочими равными. Эти факторы называются неценовыми и вызывают сдвиг кривой спроса или изменение спроса. Изменение спроса происходи под влиянием следующих факторов: 1)доходы потребителей 2)цены на товары-заменители и дополняющие товары 3)число покупателей 4)потребительские ожидания 5)вкусы потребителей 6) мода 7) государственная политика и другие факторы.

Эти факторы по-разному влияют на спрос. Так, например, снижение цены на взаимозаменяемый товар или введение налога на доходы приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Функция изменяется и кривая спроса сдвигается влево (рис.6а). Рост доходов населения приводит к увеличению спроса на нормальное благо и сдвигу кривой вправо (рис.6б). Данный фактор также изменяет всю функцию. Таким образом, изменение цены приводит к изменению величины спроса (двигается точка по кривой), а влияние неценовых факторов изменяет сам спрос (кривая сдвигается вправо или влево).

 
 


Рис.6а. Уменьшение спроса Рис.6б. Увеличение спроса

Степень реакции спроса на влияние каких-либо факторов оценивается с помощью коэффициента эластичности. Эластичность (Е) - это коэффициент, который показывает, на сколько процентов изменяется одна величина в ответ на изменение другой. Относительно спроса рассматривают три коэффициента:

1) эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) –

2) перекрестная эластичность

3) эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на один процент. Для расчета могут быть использованы следующие формулы:

Табл.1. Применение формул эластичности

Формула Название формулы Принцип использования
= смысловая формула Используется, если известны процентное изменение объема спроса и цены
формула точечной эластичности Используется, если известны функция спроса и конкретные значения (Р, Q) точки на кривой спроса
= формула дуговой эластичности Используется, если известны конкретные значения (Р1, Р2, Q1, Q2) двух точек на кривой спроса

Величина будет всегда отрицательным числом, так как любое изменение в цене вызывает противоположное изменение спроса, однако при расчетах знак минус опускается и для анализа используется модуль.

В зависимости от значения коэффициента, взятого по абсолютной величине, различают:

1) относительно эластичный спрос, когда || > 1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Например, если при снижении цены на 4% объем спроса увеличился на 8%, то Ed = 8/4 = 2;

2) относительно неэластичный спрос. При неэластичном спросе || < 1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса;

3) спрос единичной эластичности, при котором || = 1, то есть процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны.

Также рассматриваются случаи абсолютно эластичного (= ∞) и абсолютно неэластичного (=0) спроса.

Q
Графически это выражается в наклоне кривой спроса (рис. 7). Более пологая кривая спроса характеризует относительно эластичный спрос, более крутая – неэластичный. Кривая спроса расположенная вертикально означает абсолютно неэластичный спрос и показывает, что один и тот же объем продукции приобретается при любом изменении цены.

На ценовую эластичность оказывают влияние следующие факторы:

1) Наличие товаров-субститутов (чем больше заменителей имеет благо, тем эластичнее спрос на него);

2) Удельный вес в доходе потребителя (чем большую долю занимает товар в доходе потребителя, тем эластичнее спрос);

3) Степень необходимости благ (чем менее необходим товар потребителю, тем эластичнее спрос);

4) Фактор времени (чем больше у потребителя времени для принятия решений о покупке, тем эластичнее спрос).

P
Эластичность меняется при движении по кривой спроса и оказывает влияние на динамику выручки. (рис. 8). Выручка (TR) – это доход, от продажи товара, она определяется умножением цены на количество купленного продукта TR = P×Q. Для максимизации общего дохода при увеличении объема продаж, выгодно снижать цену, если спрос на ее продукцию эластичен, и увеличивать цену, если спрос неэластичен. Максимизация выручки достигается в точке единичной эластичности. Таким образом, при высоких ценах спрос эластичный и цену выгоднее снижать, при низких ценах спрос неэластичный и цену выгоднее повышать с целью максимизации общего дохода.

Рис. 8. Взаимосвязь эластичности и выручки


Перекрестная эластичност спроса ()показывает, на сколько процентов изменится спрос на благо X при изменении цены блага Y на 1%. Для расчета могут быть использованы те же формулы. У взаимозаменяемых благ коэффициент перекрестной эластичности спроса больше нуля (> 0), так как с повышением (понижением) цены на одно из них увеличивается (уменьшается) спрос на другое. У взаимодополняемых благ этот коэффициент отрицателен(< 0), так как изменения цены и спроса однонаправлены.

Эластичность спроса по доходу ()показывает, на сколько процентов изменится спрос на благо при изменении дохода на 1%. Для нормальных благ этот коэффициент больше нуля (> 0), так как с ростом дохода увеличивается потребление нормальных благ. Для «некачественных» товаров этот коэффициент отрицателен (< 0), так как потребители склонны заменять некачественные блага качественными при росте благосостояния.

Любой коэффициент эластичности рассчитывается «при прочих равных условиях», т.е. рассматривается влияние только одного фактора на спрос, остальные считаются неизменными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: