22.1. Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка.
22.2. Понятие государственного регулирования экономики.
22.3. Объекты и субъекты государственного регулирования.
22.4. Основные модели государственного регулирования экономики.
Во всех странах с рыночной экономикой государство регулирует рынок. Это следует из того, что далеко не все экономические проблемы могут быть решены по принципу невидимой руки А.Смита. Существует немало социально-экономических проблем, решение которых просто неподвластно рынку. Например, рынок не способен сохранять невоспроизводимые ресурсы, не создает стимулы для производства общественных товаров и услуг, не обеспечивает фундаментальных научных исследований и т.д. Необходимость государственного регулирования фактически признается во всех современных экономических школах, и очень важно определить границы эффективного вмешательства государства в экономику, рассмотреть основные объекты и субъекты государственного регулирования экономики.
|
|
Государственное регулирование экономики представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия государственных органов на хозяйственные процессы в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, защиты прав и интересов населения и предпринимателей.
Государственное регулирование экономики возникло еще на домонополистической стадии, когда стало очевидным, что многие экономические проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. В период возникновения монополий регулирование экономики нацеливалось на ускорение и усиление господства финансового капитала ведущих монополистических групп. Усиление экономических функций государства в этот период явилось одним из важнейших факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. В 80-е годы большинство развитых стран, опираясь на консервативные идеи развития экономики, несколько сокращают масштабы прямого вмешательства государства в экономику, одновременно усиливая использование таких частнокапиталистических инструментов воздействия на экономику, как рынок, биржа, конкуренция. В этот период основными принципами государственного регулирования экономики становятся:
1) государство берет на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес;
2) государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему;
3) государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль монополиям.
|
|
Как показывает опыт государственного регулирования в развитых странах, наиболее глубокое вмешательство государства в экономические процессы осуществляется в странах Западной Европы (Франции, Германии, скандинавских странах), Японии, ряде стран Азии и Латинской Америки. Несколько слабее государственное регулирование экономики развито в США, Канаде и Австралии. Это объясняется тем, что здесь несколько иная социально-экономическая ситуация. Например, в отличие от Европы, здесь не было таких потрясений в социальной и экономической сферах, которые были вызваны последствиями второй мировой войны. Одновременно в этих странах частный капитал имел большие традиции, что также предопределило его ведущую роль в экономике.
Основными объектами государственного регулирования выступают: воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, занятость, денежное обращение, цены, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, социальные отношения. Объекты государственного регулирования принято различать в зависимости от уровня решаемых ими задач:
1) фирма, регион, отрасль, сектор экономики;
2) хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены);
3) глобальный уровень (социальные отношения, экология);
4) национальный уровень (политико-экономические отношения с зарубежными странами и участие в мировых интеграционных процессах).
Субъектами государственного регулирования экономики выступают прежде всего носители хозяйственных интересов: различные социальные группы, наемные рабочие, хозяева предприятий, предприниматели, фермеры и земельные собственники, государственные служащие и т.д. У некоторых из названной категории имеется свой интерес, обусловленный различными факторами (социально-экономическое положение, вид деятельности, проживание в том или ином регионе и т.д.). При этом экономические интересы субъектов рынка могут быть достаточно противоречивыми, и государство в своем регулировании стремится к достижению консенсуса.
В экономической теории существуют следующие теоретические подходы к государственному регулированию в условиях рынка:
1) модель, отрицающая необходимость государственного регулирования, опирающаяся на принципы рыночной экономики (модель А.Смита);
2) кейнсианская модель, в которой ставка делается на активное вовлечение государства в экономику путем расширения государственных расходов и инвестиций, стимулирование эффективного спроса;
3) неоконсервативная модель «экономика предложения», которая ориентирует государство на минимизацию прямого участия в экономической деятельности и расширение использования косвенных методов регулирования (денежная, кредитная и фискальная политика государства);
4) монетаристская модель, которая основывает регулирование экономики со стороны государства путем изменения количества находящихся в обращении денег.
В практике государственного регулирования экономики в последние годы находят применение как идеи монетаристов (обеспечения устойчивого денежного обращения), так и кейнсианские концепции конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности.
1. Важную роль государства в экономике подчеркивал...
а. Д. Кейнс
б. Р. Лукас
в. М. Фридмен
г. А. Смит
2.Руководство переходными процессами в российской экономике предлагает…
а. обеспечение государством оптимального хода реформ
б. уход государства из экономики
в. усиление авторитарной власти
г. ослабление роли государства
3.В смешанной экономике роль государства...
а. значительна
|
|
б. никак не проявляется
в. ограничена
г. проявляется во многих секторах хозяйства
4.Необходимость государственного регулирования экономики Дж. Кейнс обосновывал тем, что:
а. в рыночной экономике макроэкономическое равновесие не устанавливается ни при каких условиях;
б. В рыночной экономике макроэкономическое равновесие устанавливается при недоиспользовании ресурсов;
в. рыночная система порождает ряд процессов, оцениваемых как «ошибки» рынка;
г. все ответы неверны.
5.Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике?
а. Регулирование рынка рабочей силы
б. Административный контроль за ценами
в. Организация снабжения предприятий ресурсами
г. Кредитование предприятий в целях избежания банкротства
6. Макроэкономическое равновесие проявляется в достижении:
а. равенства между доходами и расходами государственного бюджета;
б. Полной занятости и относительно стабильного уровня цен в национальном хозяйстве;
в. равенства совокупных расходов и национального дохода в рекламном секторе экономики;
в. все ответы неверны.
7.Роль государства в странах с переходной экономикой:
а. возрастает;
б. Снижается;
в. остается неизменной.
8. В национальной экономике наблюдается ситуация с полным использованием всех производственных ресурсов, сопровождающаяся, однако, высокой инфляцией. Какие меры государственного регулирования могут способствовать в этих условиях снижению темпов инфляции:
а. увеличение налоговых ставок и покупка государственных облигаций на открытом рынке;
б. Снижение ставок налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
в. сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
г. увеличение государственных расходов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.
9. Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:
а. частные инвестиции;
б. Расходы домохозяйств;
в. объем импортируемых товаров и услуг;
|
|
г. величину государственных закупок товаров и услуг.
10. В анализе макроэкономической стабильности теория рациональных ожиданий исходит из того, что...
а. без государственного вмешательства стабильность в
экономике невозможна
б. все рынки в высокой степени конкурентны
в. на всех рынках конкуренция существенно затруднена
г. поведение людей никак не влияет на стабильность
Основная литература:
2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной. – М.: КНОРУС. – 2005.
3. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание –Киров: «АСА», 2005 г.
4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.
5. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.3-е издание. –СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2005.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт, 2005.
7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: СПб.УЭ и Ф., 2005.
Дополнительная литература.
1. Долан Дж.Э, Лийдсей Д. Макроэкономика. – СПб., 1994.
2. Макроэкономика: Учебник/ Под общ.ред. Л.С.Тарасевича. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: СПб.: ГЭУФ, 2005.
3. Экономическая теория: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.перераб. и доп. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Харвей Дж. Современная экономическая теория: Пер.с англ.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Контроль
По завершении изучения раздела “Основы экономической теории” учебным планом предусмотрена сдача экзамена.
Для оценки знаний по разделу “Теория микроэкономики” проводится зачет.
Контроль знаний по “Теории макроэкономики” проводится в форме экзамена.