Тема 22. Государственное регулирование экономики

22.1. Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка.

22.2. Понятие государственного регулирования экономики.

22.3. Объекты и субъекты государственного регулирования.

22.4. Основные модели государственного регулирования экономики.

Во всех странах с рыночной экономикой государство регулирует рынок. Это следует из того, что далеко не все экономические проблемы могут быть решены по принципу невидимой руки А.Смита. Существует немало социально-экономических проблем, решение которых просто неподвластно рынку. Например, рынок не способен сохранять невоспроизводимые ресурсы, не создает стимулы для производства общественных товаров и услуг, не обеспечивает фундаментальных научных исследований и т.д. Необходимость государственного регулирования фактически признается во всех современных экономических школах, и очень важно определить границы эффективного вмешательства государства в экономику, рассмотреть основные объекты и субъекты государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия государственных органов на хозяйственные процессы в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, защиты прав и интересов населения и предпринимателей.

Государственное регулирование экономики возникло еще на домонополистической стадии, когда стало очевидным, что многие экономические проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. В период возникновения монополий регулирование экономики нацеливалось на ускорение и усиление господства финансового капитала ведущих монополистических групп. Усиление экономических функций государства в этот период явилось одним из важнейших факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. В 80-е годы большинство развитых стран, опираясь на консервативные идеи развития экономики, несколько сокращают масштабы прямого вмешательства государства в экономику, одновременно усиливая использование таких частнокапиталистических инструментов воздействия на экономику, как рынок, биржа, конкуренция. В этот период основными принципами государственного регулирования экономики становятся:

1) государство берет на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес;

2) государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему;

3) государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль монополиям.

Как показывает опыт государственного регулирования в развитых странах, наиболее глубокое вмешательство государства в экономические процессы осуществляется в странах Западной Европы (Франции, Германии, скандинавских странах), Японии, ряде стран Азии и Латинской Америки. Несколько слабее государственное регулирование экономики развито в США, Канаде и Австралии. Это объясняется тем, что здесь несколько иная социально-экономическая ситуация. Например, в отличие от Европы, здесь не было таких потрясений в социальной и экономической сферах, которые были вызваны последствиями второй мировой войны. Одновременно в этих странах частный капитал имел большие традиции, что также предопределило его ведущую роль в экономике.

Основными объектами государственного регулирования выступают: воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, занятость, денежное обращение, цены, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, социальные отношения. Объекты государственного регулирования принято различать в зависимости от уровня решаемых ими задач:

1) фирма, регион, отрасль, сектор экономики;

2) хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены);

3) глобальный уровень (социальные отношения, экология);

4) национальный уровень (политико-экономические отношения с зарубежными странами и участие в мировых интеграционных процессах).

Субъектами государственного регулирования экономики выступают прежде всего носители хозяйственных интересов: различные социальные группы, наемные рабочие, хозяева предприятий, предприниматели, фермеры и земельные собственники, государственные служащие и т.д. У некоторых из названной категории имеется свой интерес, обусловленный различными факторами (социально-экономическое положение, вид деятельности, проживание в том или ином регионе и т.д.). При этом экономические интересы субъектов рынка могут быть достаточно противоречивыми, и государство в своем регулировании стремится к достижению консенсуса.

В экономической теории существуют следующие теоретические подходы к государственному регулированию в условиях рынка:

1) модель, отрицающая необходимость государственного регулирования, опирающаяся на принципы рыночной экономики (модель А.Смита);

2) кейнсианская модель, в которой ставка делается на активное вовлечение государства в экономику путем расширения государственных расходов и инвестиций, стимулирование эффективного спроса;

3) неоконсервативная модель «экономика предложения», которая ориентирует государство на минимизацию прямого участия в экономической деятельности и расширение использования косвенных методов регулирования (денежная, кредитная и фискальная политика государства);

4) монетаристская модель, которая основывает регулирование экономики со стороны государства путем изменения количества находящихся в обращении денег.

В практике государственного регулирования экономики в последние годы находят применение как идеи монетаристов (обеспечения устойчивого денежного обращения), так и кейнсианские концепции конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности.

1. Важную роль государства в экономике подчеркивал...

а. Д. Кейнс

б. Р. Лукас

в. М. Фридмен

г. А. Смит

2.Руководство переходными процессами в российской экономике предлагает…

а. обеспечение государством оптимального хода реформ

б. уход государства из экономики

в. усиление авторитарной власти

г. ослабление роли государства

3.В смешанной экономике роль государства...

а. значительна

б. никак не проявляется

в. ограничена

г. проявляется во многих секторах хозяйства

4.Необходимость государственного регулирования экономики Дж. Кейнс обосновывал тем, что:

а. в рыночной экономике макроэкономическое равновесие не устанавливается ни при каких условиях;

б. В рыночной экономике макроэкономическое равновесие устанавливается при недоиспользовании ресурсов;

в. рыночная система порождает ряд процессов, оцениваемых как «ошибки» рынка;

г. все ответы неверны.

5.Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике?

а. Регулирование рынка рабочей силы

б. Административный контроль за ценами

в. Организация снабжения предприятий ресурсами

г. Кредитование предприятий в целях избежания банкротства

6. Макроэкономическое равновесие проявляется в достижении:

а. равенства между доходами и расходами государственного бюджета;

б. Полной занятости и относительно стабильного уровня цен в национальном хозяйстве;

в. равенства совокупных расходов и национального дохода в рекламном секторе экономики;

в. все ответы неверны.

7.Роль государства в странах с переходной экономикой:

а. возрастает;

б. Снижается;

в. остается неизменной.

8. В национальной экономике наблюдается ситуация с полным использованием всех производственных ресурсов, сопровождающаяся, однако, высокой инфляцией. Какие меры государственного регулирования могут способствовать в этих условиях снижению темпов инфляции:

а. увеличение налоговых ставок и покупка государственных облигаций на открытом рынке;

б. Снижение ставок налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

в. сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

г. увеличение государственных расходов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.

9. Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:

а. частные инвестиции;

б. Расходы домохозяйств;

в. объем импортируемых товаров и услуг;

г. величину государственных закупок товаров и услуг.

10. В анализе макроэкономической стабильности теория рациональных ожиданий исходит из того, что...

а. без государственного вмешательства стабильность в

экономике невозможна

б. все рынки в высокой степени конкурентны

в. на всех рынках конкуренция существенно затруднена

г. поведение людей никак не влияет на стабильность

Основная литература:

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной. – М.: КНОРУС. – 2005.

3. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание –Киров: «АСА», 2005 г.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.

5. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.3-е издание. –СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2005.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт, 2005.

7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: СПб.УЭ и Ф., 2005.

Дополнительная литература.

1. Долан Дж.Э, Лийдсей Д. Макроэкономика. – СПб., 1994.

2. Макроэкономика: Учебник/ Под общ.ред. Л.С.Тарасевича. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: СПб.: ГЭУФ, 2005.

3. Экономическая теория: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.перераб. и доп. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2005.

4. Харвей Дж. Современная экономическая теория: Пер.с англ.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Контроль

По завершении изучения раздела “Основы экономической теории” учебным планом предусмотрена сдача экзамена.

Для оценки знаний по разделу “Теория микроэкономики” проводится зачет.

Контроль знаний по “Теории макроэкономики” проводится в форме экзамена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: