Основные выводы. 1. С возникновением государства устанавливаются опреде­ленные отношения по поводу распределения и перераспределе­ния создаваемых экономических благ между

1. С возникновением государства устанавливаются опреде­ленные отношения по поводу распределения и перераспределе­ния создаваемых экономических благ между производителями и домашними хозяйствами с одной стороны и государством — с другой. Финансы являются инструментом государственного регулирования экономики и одновременно составляют систему денежных отношений, существующих между различными субъ­ектами в связи с образованием и использованием фондов денеж­ных средств. Следует помнить: финансы — это не деньги!

2. Финансовые отношения, которые имеют определенную систему организации, способы формирования и использования фондов денежных средств и осуществляются через соответству­ющие учреждения и рынки, образуют финансовую систему. Финансовая система подразделяется на взаимосвязанные под­системы, которые обеспечивают формирование и использова­ние финансовых ресурсов у государства (государственные, или централизованные, финансы), хозяйствующих субъектов и на­селения (частные, или децентрализованные, финансы). В со­став государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, госу­дарственное страхование.

3. Государственный бюджет является основным финансо­
вым планом государства, определяющим его доходы, расходы,
движение решающей части централизованных финансовых ре­
сурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание
бюджета основным финансовым планом обусловливает его


Основы теории макроэкономики _______________________ 441

определяющее место в перераспределении национального дохо­да, главенствующее положение в финансовой системе. Важней­шими в построении бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Расходная часть бюджета от­личается разнообразием, но в большинстве стран предназначе­на для финансирования общегосударственных программ (ин­вестиционных, экономических), развития производственной и социальной инфраструктуры и др. Среди государственных до­ходов наиболее распространенной формой являются налоги.

4. Налоги — экономическая категория, исторически связан­ная с появлением, существованием и функционированием госу­дарства. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, перераспределительной, регулирую­щей и стимулирующей. Под налоговой системой понимается построенная на четко сформулированных принципах налогооб­ложения совокупность действующих в данном государстве на­логов, законодательно установленных и взимаемых уполномо­ченными органами государственной власти. Общими в построе­нии налоговых систем являются принципы справедливости, простоты и дешевизны налогов (согласно определению А. Сми­та). В соответствии с этими принципами современные налого­вые системы используют различные виды налогов.

5. Если расходы государства превышают его доходы, то об­разуется бюджетный дефицит. Различают циклический и струк­турный виды бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате цик­лических колебаний совокупного дохода, под действием встро­енных стабилизаторов экономики. Недискреционная фискаль­ная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста ВНП и сокращение их поступлений во время спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменени­ем величин государственных расходов, налогов и сальдо гос­бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Ее следствием является структурный дефицит гос­бюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налого­обложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и струк­турным дефицитом. Бюджетный дефицит может финансиро-ваться за счет кредитно-денежной эмиссии, увеличения налого-вых поступлений в госбюджет, государственного заимствования.


442 Раздел III

6. Бюджетные дефициты порождают государственный долг. Государственный долг увеличивается с. возникновением дефи­цита госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налого­вых поступлений. Напротив, при избытке бюджета превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Различают внутренний и внешний государственный долг. Наиболее обременительным яв­ляется внешний долг, поскольку страна вынуждена покрывать его и проценты по нему за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпуска зай­мов либо за счет роста налогов; последнее обременительно для населения и негативно влияет на активность работающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: