Система криминологии

Можно говорить о системе науки, т. е. о перечне и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить и о системе курса или учебника, где в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

С такой же позиции следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает с системой законодательства. Как известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной (специальной) частей, соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Специальную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Специальной части указываются виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

Для криминологии проблема деления на две части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы, справедливо отнесенных к проблемам Специальной части, например рецидивная преступность, сами по себе имеют общетеоретическое значение. Эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим, строго говоря, их самих делить на общее и конкретное (особенное, специальное).

В частности, можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Современная зарубежная криминология
Современную зарубежную криминологию трудно охарактеризовать с помощью какой-либо наиболее распространенной теории или даже группы теорий. По образному выражению американского криминолога Малиновского, существует много криминологов и много криминологий. Среди юристов вряд ли найдется специалист, который бы не считал себя хоть немного криминологом. С другой стороны, профессионально занимающиеся криминологией (исследованиями) ученые стараются дистанцироваться от права, стыдливо скрывая свое юридическое происхождение. При таких условиях количеств криминологических (или называемых так) теорий катастрофически растет.
Условно можно подразделить описанные в научной литературе современные теории на две группы: модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории) и постмодернистские (феминистическая, теория «восстановленного стыда» или «уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная). Рассмотрим некоторые из них.
Конфликты между группами, классами и обществами являются мощными импульсами, порождающими социальные изменения. Если их не разрешать с помощью цивилизованных социальных методов, то они ведут к отклоняющемуся поведению и в конечном счете порождают преступность. Первым из ученых, попытавшихся на основе конфликта описать происхождение преступности, был Т. Селлин. Согласно его теории «конфликта культур», к преступлению ведут две цепочки конфликтов ценностей: внешних и внутренних. Внешние конфликты ценностей являются результатом социальной дифференциации (или стратификации) в рамках одной социальной системы. Они возникают вследствие столкновения различных ценностных ориентаций, присущих различным социальным группам, интегрированным в одно общество. Например, между ценностями культур аборигенов и мигрантов, сельских и городских жителей, представителей титульной нации и наиболее распространенных диаспор. Внутренний конфликт культур означает такое столкновение ценностей на индивидуальном уровне и представляет собой неудавшийся процесс усвоения культурных норм человеком, до этого относящимся к иной культурологической группе. Так, этнически смешанный брак может породить конфликт между культурными ценностями, по-разному оценивающими конкретный вид поведения, например сексуального, которых пытается придерживаться один из супругов (например восточный мужчина и европейская женщина).
Радикальная (или критическая) теория основана на конфликте в борьбе за власть, будь то власть экономическая, политическая. В ней подчеркивается, что криминализируется поведение тех, кто лишен власти, теми, кто ее имеет. В этой теории криминологические проблемы ставятся в зависимость от решения основных социальных и политических вопросов и заостряется внимание на том, почему одни люди в социальном процессе объявляются преступниками, а другие нет. Известно, что преступления совершают представители всех слоев населения. Однако в орбиту уголовной юстиции попадают представители низшего слоя. Удачливые преступники гораздо реже привлекаются к ответственности. К ним можно отнести организованных преступников, тех, кто совершает экономические, экологические правонарушения, лиц, облеченных властными полномочиями, совершивших политические преступления.
Основным конфликтом в современном обществе объявляется конфликт между господствующим и рабочим классами (поэтому нередко к этой теории относят марксистскую теорию преступности). Располагая экономической мощью, господствующий класс использует ее как инструмент управления обществом. Поэтому криминализируется лишь поведение, которое противоречит его интересам. «Преступления господ, противозаконные деяния власть имущих не квалифицируются как преступления, потому что у капиталистов достаточно власти, чтобы не допустить собственной криминализации. Правопорядок — это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов» (Quinney).
Главная задача представителей этой теории состоит в резкой критике существующей системы с целью ее ликвидации. Уголовное законотворчество и уголовная юстиция должны быть разоблачены в ложности устремлений защищать общественные интересы. Поскольку либеральные реформы только укрепляют капиталистическую систему, сама идея либерализма объявляется вредной. После свержения капитализма законы в их нынешней форме станут ненужными, как, впрочем, и уголовная юстиция с ее правопорядком, и само государство. В новом равноправном обществе будет обеспечено демократическое участие всех в жизни общества, а споры и конфликты станут разрешать малые общины с помощью местных судов. Радикальная теория дистанцируется от криминологии, имевшей место в странах победившего социализма (в частности в СССР). Основной довод состоит в том, что в СССР и странах так называемого соцлагеря было построено не социалистическое, а государственно-капиталистическое общество, которое ведет свое государственное хозяйство как монополистически капиталистическое предприятие (Greenberg).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: