Подходы к изучению управления (стр. 25-43)

Подходы, школы Годы
Подходы с позиций школ управления  
1.Подход научного управления 1885 – 1920
2.Подход административного управления 1920 – 1950
3.Подход с позиции человеческих отношений 1930 – 1950
4.Подход с позиции науки о поведении 1950 – по наше время
5.Подход с позиций количественных методов 1950 – по наше время
Подход к управлению как к процессу 1920 – по наше время
Системный подход конец 1950-х – по наше время
Ситуационный подход конец 1960-х – по наше время
Ситуационный подход Конец 1960-х – по настоящее время 1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления 2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию 4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков  
Системный подход Конец1950-х – по настоящее время 1. Применяется для решения проблем с неопределенностью ситуации 2. Объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение 3. Объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления 4. Уделяет основное внимание целям и целеобразование  
Характеристика Ш К О Л Ы  
Научного менеджмента Административная (классическая) Человеческих отношений Поведенческих наук Науки управления  
Годы 1885 – 1920 1920 – 1950 1930 – 1950 1950 – по н/в 1950 – по н/в  
Представители Фредерик Тейлор Франк Гилберт Лилия Гилберт Генри Гантт Харрингтон Эмерсон Анри Файоль Макс Вебер Оливер Шелдон Л. Урвик Элтон Мэйо Честер Бернард Мэри Паркер Фоллетт Абрахам Маслоу Дуглас МакГрегор Франк Абрамс Крис Арджирис Фредерик Герцберг Н. Винер Г. Саймон Л. Канторович  
Исходные посылки Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций. Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна). Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы. Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций.  
                   

Впервые, литература по управлению появилась в трудах Конфуция, а затем и Макиавелли.

Основные школы научного управления:

1) Классическая школа управления. Временные рамки: Конец 19 века – середина 20 века. Основное направление – это поиск путей хорошего выполнения работы каждым сотрудником на основе разработки научных принципов управления, рационализации выполнения работ и разделения труда.

2 основных направления в классической школе управления: 1) Научно-управленческий подход (научная организация труда). Представители: Ф. Тейлор и супруги Гилберт. 2) Административно управленческий подход. Представители: Анри Фай Ой, М. Вебер.

Считалось, что если выработать четкие принципы организации и подобрать правильных работников, то организация будет работать эффективно и главное, если эти принципы будут соблюдаться человеком, то он будет талантливым управляющим. Вебер исследовал бюрократию как систему рационального управления.

2) Школа человеческих отношений. Временные рамки: 1930-ые годы – настоящее время.

В этой школе выделяется 4 основных направления: 1) Школа человеческих отношений и хаттонский (по месту расположения) эксперимент. Суть данного эксперимента была в том, чтобы определить воздействие на сотрудников внешние и внутренние условия. Представители: Мейо Михаил, Фаллетт, Барнард. 2) Групповая динамика и индустриальные отношения. Рамки: 1940-1950 годы. Представители: Куртлевин, Марена Жако. Суть: разработка вопросов лидерства и вопросов исследования малых групп. 3) Организационный гуманизм. Рамки: 1960-1970 годы. Представители: Бак, Маслоу, Макгрегор, Френч, Герцберг. Суть: Основное внимание было уделено вопросам мотивации. 4) Индивидуализм и системная взаимосвязь. Рамки: 1980 - настоящее время. Представители: Кохан, Рейчь, Тунг, Шулер. Суть: Поиск новых подходов управления персоналом в условиях глобализации и усиления международного сотрудничества. Применение количественных объектов исследования и развитие информационных технологий в области управления.

3) Школа науки управления.

Направления: 1) Количественный подход. В основе применения методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники. Представители: Виннер, Бир и Акофф. 2) Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Представители: Вейк, Урвик и Нонака. 3) Системный подход. В основе этого направления разработка вопросов взаимодействия и взаимозависимости всех компонентов организации. Разработчики: П. Друкер, Эмели, Боулдинг. 4) Ситуационный подход. Выявление и учет ситуационных переменных. Предствители: Ансофф, Морита.

+ 8,9, 10) Обзор развития отечественных теорий управления. (стр. 43-65)

Основные периоды:

1) 17 век – 1917 год. Реформы Петра. Екатерина II. Александр I, Александр II.

2) 20-ые – 50-ые годы 20 века. 1) Организационно-техническое управление – концепция организационного управления автор Богдан. Концепция физиологического оптимума. Автор Ерманский. Суть: У каждого руководителя должно быть определенное количество подчиненных. Концепция трудовых установок Иркутской базы. Автор Гастиев. Суть: Должны быть определенные стандарты выполнения работы. Труд каждого работника должен включать в себя разнообразные элементы, которые поддаются стандартизации (количественному выражению). Концепция производственная трактовка. Автор Розмирович. Суть: управление есть процесс чисто технический, поэтому его можно рационализировать и механизировать. Роль человека при этом снижается. 1) Социальные концепции управления: Концепция организационной деятельности. Автор Керженцев. Суть: В работе по руководству различных организаций есть общие черты, поэтому необходимо обмен и формулировка на этой основе общих принципов управления. Социально-трудовая концепция управления производство. Автор Витке. Суть: Управление состоит в целесообразном сочетании воль, множества идеи. Главная задача руководителя создание благоприятной ситуации. Концепция административной емкости. Автор Дунаевский. Определенной ситуации.

3) 60-ые 20 века – настоящее время. Реформы управления 79 года. Усиление социально-экономического воздействия (86). Переход к рыночным отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: