Время: конец XX века Основоположники: Н.Хомский, Дж.Лакофф, Э.Рош.
Человек постоянно получает и перерабатывает информацию о мире. Значительная часть информации – с помощью языка (библиотека значений и библиотека текстов).
Когнитивная лингвистика - изучение процессов получения, переработки и хранения информации, полученной с помощью языка и хранящейся в языковом сознании.
Отражение мира в языке зависит от человеческого опыта и способности к познанию, важности информации для носителей языка, особенностей разных культур.
Язык понимается как познавательная способность человека и как форма существований знаний о мире.
Цель и задачи:
Описать типы и строение концептуально-семантических структур
Выявить принципы категоризации
Основные положения:
Знания организуются в категории
Центральный элемент категории –прототип
Концепт – операциональная единица семантической памяти
Ветви:
Экспериенциальная лингвистика: Р.Солсо – модели хранения семантической информации в памяти (кластерная, групповая…) Ч.Филлмор – модели мышления (метафорич., метонимич., пропозициональная, схематич. образов)Дж.Лакофф – принципы категоризации (центральности, сферы опыта, цепочечной связи)
|
|
Прототипическая семантика: Э.Рош, Дж.Лакофф – «прототипические эффекты» (быстрее распознаются, чаще используются…)
Методы: когнитивное моделирование – двух/трехмерное изображение сложнейших когнитивных структур и процессов для выявления принципов их организации и функционирования
Модель категории 2 (женщины) австрал. языка (по Дж.Лакоффу)