Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, направления и школы, отстаивающие ту или иную позицию, те или иные взгляды на феномен, называемый «правом». Так, учение естественного права выводило право из природы человека, психологическая теория – из психики человека; нормативизм отрицал выявление экономических и политических предпосылок права, обосновывая необходимость формально-догматического подхода к его изучению и т.д.
Обычно право понимают как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.
По вопросу сущности права существует также несколько точек зрения. С позиции марксизма сущность права в его классовости. Всякое право выражает интересы господствующего класса, на втором плане в праве находятся общесоциальные интересы, подчиненные классовым.
|
|
Либеральный подход к сущности права в понимании, что оно закрепляет социальное согласие и выражает идеи справедливости. Исходя из такого подхода, получившего широкое распространение среди правоведов, право – это нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом
Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные. Особенно широкое распространение в современной науке права получили социологическое, психологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, а также теория «возрожденного естественного права».
|
|
Однако всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания): нормативное правопонимание, социологическое, нравственное.
При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Анализируя все эти концепции, важно учитывать, что для понимания сущности права как сложного, многоаспектного явления социальной жизни имеют значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы.
Необходимо отметить, что каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правового регулирования, но каждая из них берет за основу один-два феномена, участвующих в правовом регулировании. Так, в основе теории естественного права лежат идеи правосознания и морали о справедливости, нормативизм делает упор на нормативный характер права, и т.д. Поэтому все эти теории страдают определенной односторонностью подходов.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право – социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ