Источники правового регулирования договора международной купли-продажи товаров

В юридической доктрине под источниками права подразумевают формы, в которых выражена та или иная правовая норма.

Эти источники в рассматриваемой сфере отношений можно подразделить на четыре группы:

1) международные договоры и рекомендательные международные акты;

2) национальное законодательство о договорах;

3) судебная и арбитражная практика

(Правовые системы и доктрины разных государств имеют разные точки зрения на включение судебных прецедентов в число источников права; российская правовая доктрина не относит прецеденты к источникам права.);

4) обычаи.

Принципы международных коммерческих договоров:

1. Значение принципов велико для процесса правотворческой деятельности разных государств, так как они могут служить моделью для законодательства о договорах.

2. Принцип представляет собой цельный, логически выдержанный акт, включающий в себя общие положения о договорах, порядке их заключения, исполнения, формировании содержания, прекращении и расторжении, мерах ответственности в случае неисполнения и др. Иными словами, этот акт охватывает все стадии жизни договора, а его характерную черту составляют логическая цельность и комплексность регулирования.

3. Этот документ может быть использован для толкования и восполнения унифицированных правовых документов.

4. Принципы подлежат непосредственному применению, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права».

5. Принципы применимы, когда невозможно установить норму применимого права.

В статье 9 Венской конвенции указывается на то, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях. Согласно этой статье (п. 2) установлена презумпция применения к договору или его заключению обычая, о котором стороны знали или должны были знать, который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в данной области торговли.

Обычай характеризуется следующими признаками:

• это сложившееся и достаточно широко применяемое правило поведения

• обычай как источник международных коммерческих отношений должен оформиться в сфере международной торговли, быть широко известным и постоянно соблюдаться в данной области торговли;

• обычай может фиксироваться в каком-либо документе, но его существование и применение не зависят от того, зафиксирован он или нет;

• обычай не должен противоречить предписаниям законодательства. Согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников отношения положениям законодательства или договору, не применяются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: