Теории мотивации в зарубежной психологии

З. Фрейд Источником энергии человека является инстинкт. Выделяются два вида инстинкта: жизни и смерти. Под мотивом понимаются различные формы проявления инстинкта жизни. (Каждый зрелый мотив личности сводится к лежащим в основе инстинктам, желаниям, потребностям, присущим всем людям)
А. Адлер У человека есть свой индивидуальный своеобразный мир. Человек стремится к конечной цели, соответствующей собственному «Я». А движущие им душевные феномены — это не реакции, зависящие от степени напряжения, которые испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки
К. Юнг Структура бессознательного содержит личные комплексы. Комплекс автономен — он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплексы возникают при вытеснении и при действии коллективного бессознательного — архетипа. Поведение и активность индивида обусловлены типическими различиями (экстроверсия и интроверсия) и зависят от преобладания некоторых из основных психологических функций: мышления, эмоции, ощущения и интуиции
Э. Торндайк (бихевиоризм) Исходный пункт — проблемная ситуация Организм противостоит ей как целое Он активно действует в поисках выбора Выучивается путем упражнения Проблемная ситуация — такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями
К. Левин К. Левин рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяются его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов Факторы, от которых зависит сила возникающих побуждений а) фактор времени и расстояния, б) фактор силы потребности или мотива, в) ожидаемая ценность цели — величина подкрепления. г) отсроченность подкрепляющего эффекта, д) вероятность успеха, е) пространственная удаленность, ж) взвешивание затрат и времени
Л. Фестингер (концепция когнитивного диссонанса) Основной постулат теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя» элементами возникает противоречие 1. Конфликты после принятия решения 2. Вынужденное согласие 3. Селекция информации 4. Несогласие с убеждениями социальной группы 5. Неожиданные результаты действий и их последствие
Ф. Хайдер (концепция когнитивного баланса) Когнитивный баланс. Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагаются сбалансированные простые конфигурации. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то человек е воображении или в деятельности пытается ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснить поведение человека)
Концепция свойств когнитивного диссонанса Р. Зайонца 1) Когнитивный диссонанс является негативным состоянием 2) В случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние 3) При наличии согласованности субъект стремится избегать событий, порождающих диссонанс 4) Глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит от значимости знаний и от относительного количества знаний, находящихся друг с другом в отношениях диссонанса 5) Сила тенденций 2) и 3) является прямой функцией от глубины диссонанса 6) Когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие 7) Добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса 8) Изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается 9) Если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, то возникает поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: