Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
В принципах местного самоуправления отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти:
-построение и функционирование местной власти;
-уяснение сущности местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
-критерий оценки действующей системы местного самоуправления;
-способствование сохранения преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Местное самоуправление основано на ряде принципов: общеправовых и основных.
К общеправовым принципам относят законность, демократизм, гуманизм, гласность и др.
Основные принципы местного самоуправления:
1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельность решения населения вопросов местного значения – в этом суть местного самоуправления.
|
|
2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов, в системе управления государством в осуществлении задач и функций.
3. Взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в выполнении общих задач и функций. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти требуется при решении вопросов правового, организационного, финансово-экономического характера.
4. Сочетания местных, региональных и общегосударственных интересов.
5. Многообразие организационных форм реализации местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлена возможность самостоятельно выбирать любые формы и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-правовые формы реализации местного самоуправления.
6. Соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
Гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, Конституция РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
8. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением.
|
|
26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;
12) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:
• осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
• формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;
• регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;
• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;
• создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;
• назначение руководителей муниципальных организаций культуры;
• строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;
• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.