Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.

В принципах местного самоуправления отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти:

-построение и функционирование местной власти;

-уяснение сущности местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

-критерий оценки действующей системы местного самоуправления;

-способствование сохранения преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Местное самоуправление основано на ряде принципов: общеправовых и основных.

К общеправовым принципам относят законность, демократизм, гуманизм, гласность и др.

Основные принципы местного самоуправления:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельность решения населения вопросов местного значения – в этом суть местного самоуправления.

2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов, в системе управления государством в осуществлении задач и функций.

3. Взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в выполнении общих задач и функций. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти требуется при решении вопросов правового, организационного, финансово-экономического характера.

4. Сочетания местных, региональных и общегосударственных интересов.

5. Многообразие организационных форм реализации местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлена возможность самостоятельно выбирать любые формы и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-правовые формы реализации местного самоуправления.

6. Соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, Конституция РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

8. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

12) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

• осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

• формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

• регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;

• создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

• назначение руководителей муниципальных организаций культуры;

• строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: