Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления — как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеологияпроявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная» идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной группы,класса или даже эпохи.
С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное — сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии.
|
|
В отношении достижимости научной истины Маннгейм придерживается т. н. «реляционизма», согласно которому знание всегда относительно, так как может быть сформулировано только в соотнесении с определенной социально-исторической позицией, и который большинство критиков причисляют к релятивизму.
Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.
Он вводит понятие частичной и тотальной идеологии. «Если мы не верим определенным «идеям» или «представлениям» противника, ибо считаем их более или менее осознанным искажением действительных фактов» [17,с.75], то тогда мы имеем дело с частичной идеологией. «Понятие частичной идеологии указывает на феномен, занимающий промежуточное положение между простой ложью и теоретически неверно структурированной точкой зрения[
«Частичный характер идеологии сразу бросается в глаза, если противопоставить ему понятие радикальной идеологии»[17,с.75]. Радикальная идеология означает тотальную идеологию, которой имеет смысл говорить, когда мы сталкиваемся со своеобразием и характером всей структуры сознания конкретной исторической и социальной группы или эпохи. Таким образом, идеология релятивизуется и привязывается к определенным существующим в реальности социальным феноменам.
|
|
На исследовательской стадии применения понятия тотальной идеологии К. Мангейм предлагает различать подходы двух типов:
1. свободный от оценочного суждения;
2. оценочно-ориентированный[17,с.98].
1. Идеология существует в определенных исторических условиях и привязана к конкретным социальным группам;
2. Критика любой идеологии невозможна вне идеологической позиции;
3. Приблизиться к суждению об идеологии свободному от оценки можно только через «постоянную соотнесенность всякого познания и содержащихся в нем основных элементов со смысловой и исторической структурой бытия» [17,с.105].
4. «Ложная идеология» – это не иллюзии, навязываемые доминирующими классами, классам доминируемым, а рудиментные формы мышления, мешающие субъектам действовать адекватно в изменившихся исторических условиях.