Трудовое воспитание и обучение в истории мировой школы

На всех этапах развития народного образования в России большое внимание уде- лялось трудовому воспитанию. Василий Никитич Татищев (1686-1750), русский историк и государственный деятель считал, что детей с 10 до 15 лет следует обучать ремеслам, «дабы ни один крестьянин без рукоделия не был...»

В 1893 году император Николай Александрович обращает внимание Министерства народного просвещения на необходимость большего открытия ремесленных школ.

В 1899 году в Юрьевце открывается низшая ремесленная школа, а позднее — и в Майдакове Юрьевецкого уезда.

После 1917 года сразу же было обращено внимание на немедленное введение в школе простейших трудовых процессов. На заседании коллегии Отдела народного образования Юрьевецкого уездного совета 27 декабря 1918 года принято постановление, что во всех школах в первую очередь нужно ввести переплетное мастерство — как наиболее простое, интересное для детей, полезное для школ в хозяйственном отношении и не требующее больших затрат. Далее, где возможно, корзиноплетение. Организовать при каждой школе сады и огороды. Обращалось особое внимание на профессионально-техническое образование в уезде.

В 1920 году Юрьевецкая и Майдаковская ремесленная школы реорганизуются в профессионально-технические курсы, а с 1922 года — в профессионально-технические школы.

В 1927-1928 учебном году в Юрьевецкой профтехнической школе и ремонтно- строительных мастерских обучалось 100 учащихся. Наряду с общеобразовательными предметами здесь преподавали: слесарное, токарное, столярное, кузнечное и ремонтно-строительное мастерство.

В школах второй ступени были введены занятия с педагогическим и кооперативным уклоном.

С 1930 года в профтехшколах проводится ремонт сельскохозяйственных машин. Вопрос рассматривался на заседании президиума Юрьевецкого райисполкома, где было предложено заведующему школой производить ремонт сельхозмашин в первую очередь кооперативных объединений и во вторую очередь крестьян с соблюдением очередности.

В 1930 году ставится вопрос о политехнизации школ, в чем главную роль должны сыграть руководители предприятий и сельского хозяйства. 21 марта 1931 года на заседании президиума райисполкома рассматривается вопрос о ходе политехнизации школ и принимается решение: «Оказать всемерно практическую помощь в организации оборудования при школах мастерских, трудкомнат и снабжении их необходимым инструментом, а также обеспечить производственную практику учащихся и педагогических кадров с привлечением инженерно-технического персонала в ШКМ и сельских школах».

На заседании райисполкома 14 июля 1931 года слушается вопрос о ликвидации городского лесозавода. И принято постановление: «Лесозавод в г. Юрьевце ликвидировать с передачей оборудования последнего школе ФЗУ деревообделочников для оборудования деревообрабатывающей школы фабрично-заводского ученичества, о чем поставить вопрос на утверждение Облисполкома».

В 1934 году между школой и шефствующим предприятием заключаются договора по оказанию помощи школе, особенно в вопросах трудового воспитания. Так, например, по договору между школой ФЗО № 1 и Юрьевецкой льнопрядильной фабрикой, обязательства фабрики состояли в следующем:

—обеспечить участие рабочих и специалистов фабрики в общешкольной работе согласно постановлениям партии и правительства и органов народного образования.

Рабочие следят за работой школы в части выполнения школьных программ, составления рабочих учебных планов, образцовой постановки производственного обучения и коммунистического воспитания учащихся, а поэтому фабрика, в лице фабкома, выделяет своих представителей в количестве 11 человек...

—фабком принимает участие в комплектовании ФЗС, добиваясь полного охвата детей с семилетним сроком обучения,

—Юрьевецкая фабрика содействует политехнизации школы, для чего совместно с дирекцией выделяет для преподавания своего курса по энергетике и изучению технического процесса по одному человеку,

—дирекция фабрики дает право школе из материалов фабрики изготовлять мелкие вещи и оборудование для школы.

Но постановление ЦК ВКП(б) приостановило систему трудового воспитания из- за несовершенства мастерских и трудкомнат, неподготовленности преподавательского состава.

На основании приказа Народного комиссара по просвещению РСФСР и распоряжения облоно приказом по Юрьевецкому отделу народного образования от 12.03.37 года предложено:

—преподавание труда, как самостоятельной дисциплины в начальной школе в 1-4 классах, в неполных средних школах во 2-7 классах и в средних школах в 1-10 классах прекратить с 15.03.37 года,

—директорам неполной средней и средних школ района дать свои соображения об использовании помещения мастерских в 1937-1938 учебном году.

Организуется школа ФЗУ (льно-пенкотреста) текстилей.

Вопрос трудового обучения вновь встает в 50-е годы. В 1954-1955 годах впервые в 4-х классах вводились уроки труда, в 5-7 — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8-10 классах различные трудовые практикумы. В 1955-1956 учебном году остро поставлен вопрос политехнизации школ: изысканы помещения и средства для оборудования мастерских и рабочих комнат, распределено шефство предприятий и колхозов над школами, подобраны кадры для преподавания электротехники, машиноведения, сельскохозяйственных практикумов, ручного труда в мастерских.

Наиболее удачно была проведена работа в средних и семилетней школах г. Юрьев- ца, Борисоглебской семилетней школе. Приобретено механическое оборудование, действующие станки, верстаки, тиски, автомобили и инструменты по дереву и металлу... Лучше других оказали помощь станками и инструментом Юрьевецкие межрайонные мастерские капитального ремонта (директор Ломакин), Юрьевецкая льнофабри- ка (директор Синицин), Кривозерские мастерские «Сплавной рейд» (из справки о состоянии народного образования в Юрьевецком районе в 1957 году).

С 1954 года стали повсеместно создаваться ученические производственные бригады. Первая была создана в Елнатьской средней школе по инициативе ее коллектива и местного колхоза «Волга». Организация бригады и руководство ею осуществлял Н. П. Кулаков (завуч по производственному обучению). При школе был оборудован класс сельскохозяйственного профиля.

Для учащихся школ города выделяются станки, машины, цеха. Так, учащиеся средней школы № 1 работают на станках Юрьевецкой льнофабрики, осваивая профессии текстильного производства, в швейном цехе райпромкобината — профессию швеи, а в автотранспортном предприятии (АТК) ребята осваивали профессию шофера. Одновременно при школе были оборудованы класс автодела и швейный цех, где учащиеся получали азы профессий. Перспективной формой организации общественно-полезного производительного труда школьников во время летних каникул стали их трудовые объединения. Одной из наиболее распространенных форм объединения учащихся городских школ для работы в сельской местности стали лагеря труда и отдыха (ЛТО). Учащиеся школ № 1, 2, 3, А,выезжали в сельскую местность, имея определенные задания для работы, а план отдыха составлялся на месте. Условия для проживания, питания в основном были заботой хозяйства. Размещение учащихся проходило на базе сельских школ. В средней школе № 1 один из организаторов отряда была К. Г. Кузюкина. Выезд учащихся в село проходил организованно, собирались все на площади, куда прибывали руководители хозяйств с транспортом. Позднее стали создаваться ремонтные бригады в школах для подготовки к новому учебному году.

В начале учебного года проводился слет ученических производственных отрядов с целью подведения итогов работы. Итоги летних трудовых дел подводились на слетах школьных отрядов, где оформлялись выставки «Итоги лета... года». Обычно встречи проводились на базе сельских школ, главным образом в Елнатской средней школе, где можно было всегда что-то показать из опытнической работы. Начиная с 1964 года проводились областные слеты производственных бригад. На территории Юрьевецкого района такой слет был проведен в 1969 и 1984 годах. Особое внимание на привитие учащимся трудовых навыков обращается в 80-е годы. Так, при сельской Костевской восьмилетней школе создана микроферма по выращиванию молодняка (телят), где учащимся прививалась любовь к животным и сельскохозяйственному труду. Энтузиастом этого дела был учитель по труду В. И. Грязнов. Большая работа проводилась учащимися на пришкольных участках Обжерихин- ской, Елнатской, Жуковской школ.

Учащиеся средней школы № 1 во главе с директором А. М. Павловой оборудовали «школьную дачу» на базе сельской школы, где освоили пришкольный участок и обрабатывали выделенный участок картофельного поля и зерновых, живя на даче весь летний сезон. Многое дала ребятам дача — умение вести хозяйство, дружбу, взаимопомощь и любовь к сельскому труду. И не случайно ряд выпускников 8-10 классов продолжали учебу в сельскохозяйственном техникуме, вузе. Например, Алеша Смирнов, окончил среднюю школу № 1, поступил в Ивановский сельхозинститут и сейчас трудится в сельском хозяйстве Юрьевецкого района.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: