Общая характеристика церковного устава

Церковный Устав (Типикон) — книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений святой Четырехдесятницы и святой Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Все православные архиереи, священники и диаконы при посвящении в священные степени дают присягу в соблюдении ими Церковного Устава. Все православные епископы при своей хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии архиереев, клира и народа дают обет блюсти Церковный Устав.

Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения. При своем более чем тысячелетнем практическом употреблении Церковный Устав не обратился в ряд сухих и мертвых предписаний. Он лишь дополнялся, обогащался новыми службами и чинами.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет громадное значение и для пастыря и для паствы. Оно объединяет всех, утверждает в Православии и сохраняет от совращения в сектантство. Пастыри, дав обет соблюдения Церковного Устава, должны строго выполнять его. Поэтому нельзя по своей воле вставлять в чин богослужения свои молитвы, свои песнопения, вводить свои чины и обряды, то есть вносить какие бы то ни было изменения или добавления.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова «типос» — образец), носит и другие названия, например, «Устав». Нынешнее ее заглавие выработалось веками, имело длинную и сложную историю. По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать святого Савву Освященного (V век). Его кратенький устав был назван сразу тремя словами: «Образец, предание, закон». Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, чем первая, является святой Феодор Студит (IX век). Его Устав был назван «отобраз, очерк».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: