Пасхалия. Юлианский и Григорианский календарь.Время празднования Пасхи. Основание пасхалии

Пасхалия (краткие сведения)
Юлианский и григорианский календари

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть
таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на
весь так называемый великий Индиктион - период времени в 532 года, в котором все
календарные вычисления начинаются с первого года. Там в девяти столбцах стоят
цифры: в первой графе - годы от Адама, то есть от сотворения мира, во второй
графе - от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны,
вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
В древние времена величину года измеряли двенадцатью лунными месяцами. Весь
лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца,
египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.
В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего
летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел
ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года
называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными
Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на Первом Вселенском Соборе юлианский
календарь был положен в основание пасхальных вычислений.
Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать
в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил
считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний
день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29
суток. Год этот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется
високосным годом.
Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта
незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в
течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория
XIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее
время отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от
каждых 400 лет по 3 дня, то есть в продолжение четырех столетий аннулировать три
високосных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским)
стилем достигла примерно 13 дней.

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено
строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви
праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели,
что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме
и других Церквях Пасха праздновалась же не в одно время с иудеями, а после
полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье.
Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском
Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и
постановлено: "Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день
за полнолунием".
Основание Пасхалии
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири,
встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг
луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион - это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался
пятнадцатый Индиктион. Сначала слово "индикт" не имело никакого отношения к
Пасхалии - это пятнадцатилетний период сбора податей у римлян, разделявшийся на
3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312
году в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную
свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую
хронологию и в наши летописи.
Кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все дни недели
возвращаются на те же числа месяцев.
Простой год содержит в себе 52 недели и 1 день, а високосный - 52 недели и 2
дня, поэтому дни недели не приходятся на одни и те же числа месяцев, а каждый
год изменяются.
Если бы все годы были простые, то каждый день недели приходился бы на то же
число месяца через 7 лет, то есть пока лишний день не обошел бы всю неделю и не
возвратился бы на свое место.
Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то
сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосных, чтобы этот лишний день мог
составлять неделю, то есть обойти все дни недели.
Итак, чтобы все дни недели возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти
семи простым годам и семи високосным, то есть семилетний цикл должен повторится
четырежды. В результате получается 28-летний цикл.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: Аз, Буки,
Веди, Глаголь, Добро, Есть, Жизнь, обозначающие последовательно семь целых чисел
от 1 до 7 и соответствующие дням недели. Буквы располагаются, так, что "Аз"
соответствует первому воскресенью первого года творения, и все воскресные дни
этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта
месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта
месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква - это и есть
вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице.
Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето - 3. Это значит,
что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых
стоит буква 3, будут приходиться на воскресные дни. Точно также в 1956 году все
числа месяцеслова, около которых стоит буква "Глаголь", будут падать на
воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начитается с марта
месяца).
Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым
числом эта разность полагается в 11 дней. Накапливаясь с каждым годом, эта
разность, по истечении 19 лет совершает так называемый круг луны.

Кругом луны называется девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы
луны приходятся в те же числа, на которые они выпадали 19 лет назад. Число,
обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым числом.
Основание есть число, показывающее возраст луны к первому марта, например, 1957
год имеет основание 11, то есть к 1 марта 1957 года луна будет иметь возраст 11
дней.
Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда
основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21. Это делается
для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта
или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым
оканчивается еврейская Пасха. При определении дня Пасхи эпакта не имеет
значения.
Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки,
соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним
пределами Пасхи, то есть между 4 апреля и 8 мая. Ключевые буквы указывают, на
сколько дней Пасха удалена от 3 апреля и служит как для определения самой Пасхи,
так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования
Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную
Пасху должно праздновать:
1) после иудейской;
2) в воскресный день;
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое
наступит после весеннего равноденствия;
4) если в то же воскресенье выпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха
должна праздноваться в следующее за ним воскресенье.
Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически
предписаны следующими правилами:
7 и 70 Апостольские правила;
определение I Вселенского собора;

18.Вечернее богослужение (Девятый час.Вечерня.Очерк исторического развития вечернего богослужения.Краткое объяснение священнодействий и песнопений вседневной вечерни. Великая вечерня. Малое повечерие.

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В состав церковного богослужения входят: вечерня, повечерие,полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой и час девятый. В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Священного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: