Мировоззренческие универсалии: понятие и функции?

Понятие «универсалии» напрямую связано с «универсумом», философским термином, который обозначает мир как целое, всё сущее, совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы и тождественный «Вселенная». Универсалии создают структуру универсума, в том числе и социального. Человеческий мир – это многообразие универсумов-миров. Есть русский универсум-мир-дом. Есть универсум

Запада, Универсум Востока и др. Стремление постичь универсум дало миру культурный феномен – университет. Понятие «универсалии» начинает активно использоваться в ХХ применительно к проблемам типологии культуры и общества. Так, например, в понятии «универсалии культуры» представленыосновы понимания мира и места человека в нем, которые внутренне формируются представителем каждого конкретного общества в процессе его социализации. Универсалии определяют и специфику каждого культурно-исторического периода в развитии того или иного общества [17; 32-48]. В этой связи ведется разговор об универсалиях античности, средневековья, нового времени.

Универсалии конституируют мировоззрение того или иного народа и отражают этапы и состояния его культурно-исторического бытия. В этой связи у каждого свой набор универсалий и свое мировоззрение. Мировоззренческий аспект универсалий неотделим от их сущности. Система универсалий и есть мировоззрение. Тем не менее, в данной работе мы используем выражение «мировоззренческие универсалии». Связано это с тем, что философы-постмодернисты предлагают отказаться от мировоззренческой проблематики [7]. Современный «человек живет на поверхности и до смерти боится глубины» [9; 19], «живет по вымыслам своего разума, постигающего лишь проявления жизни, но не могущего постичь сокровенной тайны Жизни» [9; 23] и тайны самого себя, боясь даже самого элементарного выбора и самоопределения, ибо за этим стоит проблема ответственности. Он становится все более подлым, в нем все течет и меняется, в нем нет лица и потому никого невозможно назвать по имени [11; 66-71].

Мировоззренческие универсалии отражают наиболее общие понятия того или иного социума относительно мироустройства и понимания своей собственной сути и места в мироздании. В.С. Степин в мировоззренческих универсалиях видел основания культуры и давал следующее определение: «Мировоззренческие универсалии – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта» [17; 32].

Мировоззренческие универсалии можно рассматривать в нескольких аспектах. Это и онтологическая основа и одновременно лик, образтого или иного общества. Глобализация, развернувшаяся на наших глазах, во многом ломает целые универсумы, смешивая и обезличивая их с претензией на создание чего-то более величественного. Но так ли это? Анализ мировоззренческих универсалий как раз и позволит более четко высветить систему исходных, базовых координат, задающих структуру каждого конкретного социального универсума, систему его социальных (внешних и внутренних) и социоприродных связей. Станет понятна и перспектива глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: