Особенности навигационных условий плавания в заданном районе

Средства навигационного оборудования. Наиболее обеспечены средствами навигационного оборудования западный берег южной части и восточный берег средней части моря. На берегах северной части моря навигационное оборудование почти отсутствует. Недостаточно обеспечены навигационным оборудованием западный берег средней части и восточный берег южной части Каспийского моря, поэтому следовать здесь ночью трудно. На южном берегу моря имеется всего один маяк в порту Энзели и несколько светящихся знаков в портах Энзели и Ноушехр, однако они часто не действуют, что следует иметь при плавании вдоль этого берега.

Вход в порты, а также в некоторые бухты обеспечивается створами светящих знаков.

Плавучее ограждение Каспийского моря состоит из светящих и несветящих буёв и вех, которыми ограждаются опасности, лежащие вблизи вероятных путей следования судов, и бровки каналов на подходах к портам. Однако на надёжность местоположения вех и буёв, а также на строгое постоянство характеристик их огней полностью полагаться нельзя. Плавучие предостерегательные знаки являются единственными ориентирами в северной части моря, где из-за мелководья плавание совершается вне видимости берегов. Бровки Волго-Каспийского и Урало-Каспийского каналов ограждаются по системе МАМС (регион А). Плавучее ограждение в северной части моря на зимний период частично снимается, а частично заменяется на ледовое ограждение. Кроме зрительных средств навигационного оборудования, на берегах и островах Каспийского моря установлен ряд радиомаяков. На район Каспийского моря действует спутниковая навигационная система и радионавигационные системы высокой точности.

Подробные сведения на район Каспийского моря о зрительных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в пособии «Средства навигационного оборудования и расписание передач навигационных и гидрометеорологических сообщений. Каспийское море», издаваемых ГУНиО МО.

Районы с особым режимом плавания. Вблизи берегов Каспийского моря и на подходе к ним имеются опасные для плавания районы в навигационном отношении, временно запретные для плавания районы, запретные районы для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ и плавания с вытравленной якорь-цепью, районы затопления взрывчатых веществ и свалки грунта.

У южного берега Ирана имеется временно запретный район для плавания.

В целях повышения безопасности плавания судов на подходах к портам Баку, Красноводск и Махачкала установлены системы разделения движения.

Выход из систем разделения движения и вход в них, а также плавание между ними осуществляется по рекомендованным путям.

Кроме того, следование по рекомендованным путям производится ко всем другим портам, вдоль берегов моря и в районах, плавание в которых затруднено и опасно.

Все указанные выше районы нанесены на карты; границы районов и сведения об особенностях плавания в них приведены в пособии Режим плавания судов в Каспийском море (сводное описание).

Порты и якорные места. Главными портами Каспийского моря являются порты Баку, Махачкала, Астрахань, Красноводск, Актау, Апшерон, Энзели,Ноушехр и Нека.

Кроме этого, на Каспийском море имеется несколько небольших портов и портовых пунктов. К ним относятся порты Баутино, Челекен и портовые пункты Аладжа, Бекдаш, Окарем и Кианлы.

Около городов Иранская Астара, Рудсер, Тонкабон, Бабольсер и Бендер-Торкемен погрузочно-разгрузочные работы ведутся на открытых, незащищённых от волнения рейдах.

Почти все заливы и бухты Каспийского моря открыты ветрам с моря, но в некоторых из них, например в бухте Бакинская и в Красноводском заливе, можно найти хорошие якорные места. Особенно мало якорных мест у южного берега моря.

В северной части моря вследствие мелководья можно становится на якорь почти в любом месте, сообразуясь с осадкой судна; кроме того, стоянка возможна в Тюб-Караганском и Мангышлакском заливах.

Ремонтные возможности и снабжение. Необходимый ремонт корпуса, механизмов и такелажа судна можно произвести в портах Баку, Астрахань, Красноводск и Энзели. В портах Махачкала, Актау, Баутино, Челекен и Ноушехр ремонтные возможности ограничены.

Пополнить запасы топлива и воды, а также приобрести продовольствие можно во всех крупных портах Каспийского моря.

Лоцманская служба. Лоцманская проводка судов обязательна при плавании по Волго-Каспийскому каналу и в порты Ирана – Энзели, Ноушехр и Нека. Лоцмана для проводки по Волго-Каспийскому каналу принимают на Астраханском рейде у входа в канал или в порту Астрахань

Спасательная служба. Спасательные станции имеются в портах Баку и Красноводск. Для оказания помощи судам, терпящим бедствие зимой в северной части моря, имеются специальные ледокольные суда.

Служба навигационной информации. В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сообщения (МЕТЕО) и прибрежные предупреждения (ПРИП).

Подробные сведения о работе этих радиостанций приведены в пособиях «Средства навигационного оборудования и расписание передач навигационных и гидрометеорологических сообщений. Каспийское море» и «Расписание факсимильных гидрометеорологических радиопередач», издаваемых ГУНиО МО.

На подходе к портам и портовым пунктам мореплаватели могут получить сведения о глубинах у причалов и в каналах у капитанов этих портов. При входе в порты Ирана и на подходе к Волго-Каспийскому каналу аналогичные сведения можно получить у лоцманов.

Сообщения и связь. Между всеми крупными портами, расположенными на берегах Каспийского моря, круглый год поддерживается регулярное морское сообщение, за исключением северной части моря, где навигация прерывается на 3-4 месяца в зависимости от состояния ледяного покрова.

Все города, расположенные на западном и северном берегах и в северной части восточного берега, связаны железной дорогой. Город Красноводск имеет железнодорожное сообщение с городами республик Средней Азии. Населённые пункты, расположенные на восточном берегу Каспийского моря и не имеющие железнодорожного сообщения, связаны между собой автомобильными дорогами.

Города Баку, Махачкала, Астрахань, Атырау (Гурьев), Актау (Шевченко) и Красноводск поддерживают регулярное воздушное сообщение со многими городами. Кроме того, в некоторых населённых пунктах есть местное воздушное сообщение.

Крупнейшими судоходными реками, впадающими в Каспийское море, являются реки Волга, Урал и Кура. Река Волга через внутренние водные пути связывает порты Каспийского моря с городом Москва, с портами Балтийского, Белого, Чёрного и Азовского морей. Реки Урал и Кура доступны только для судов с небольшой осадкой.

Берега

Каспийского моря очень разнообразны. Здесь имеются высокие горные хребты, покрытые богатой субтропической растительностью, обширные пустыни, выжженные зноем сухие степи и низменности, заросшие камышом. На восточном побережье моря встречаются солончаки, присущие только прикаспийским берегам.

Берега северной части моря низкие и пологие. Они являются частью обширной Прикаспийской низменности, которая начинается к северу от города Махачкала и тянется вдоль берега почти до полуострова Мангышлак. Местами на этих берегах встречаются невысокие песчаные Бэровские бугры. Они названы в честь русского академика К. М. Бэра, обследовавшего в середине XIX века берега Каспийского моря и объяснившего происхождение этих бугров.

В северную часть Каспийского моря впадают реки Терек, Волга, Урал и Эмба. Воды реки Эмба достигают моря только при сильных половодьях, в остальное время года часть их испаряется, часть теряется в песках. Остальные реки образуют обширные дельты. Так, например, дельта реки Волга занимает около 20 000 км²; в ней насчитывается сотни рукавов и проток, образующих множество островов. В дельте имеются многочисленные мелководные озера-ильмени, часть которых связана между собой и с рукавами реки протоками.

Берега северной части Каспийского моря большей частью покрыты скудной растительностью. Дельты рек заросли густым камышом; в остальных местах берега пустынны, лишь кое-где покрыты кустарником и степными травами. На западном берегу и в глубине дельты реки Волга встречается лес.

Берега средней части Каспийского моря значительно отличаются один от другого. Западный берег между городами Махачкала и Баку гористый. Вдоль него тянуться высокие Кавказские горы, которые местами приближаются почти вплотную к береговой линии. Наиболее близко к морю отроги Кавказских гор подходят у городов Дербент, Махачкала и севернее мыса Килязинская коса. В остальных местах они отступают от берега на 5-22 мили. На этом участке приметны горы Джалган, Тарки-Тау и особенно гора Бешбармак. Высота вершин отдельных гор в расстоянии около 20 миль от береговой линии достигает 2000 м. Склоны гор в северной части этого берега проросли лесом и кустарником; по мере продвижения к югу растительный покров на склонах становится беднее. Узкая прибрежная полоса между восточными склонами Кавказских гор и берегом моря представляет собой равнину, прорезанную руслами многочисленных рек, наибольшей из которых является река Самур. Между городами Махачкала и Дербент равнина представляет собой голую степь, местами покрытую травой. Деревья на этом участке встречаются только на берегах устьев рек и вблизи населённых пунктов. Южнее города Дербент тянется лес, который помогает опознанию берега, так как южнее параллели города Хачмас растительность встречается местами. На Апшеронском полуострове растительность имеется главным образом на его северном и его северо-восточном берегах, где находятся сады и виноградники. Горы, расположенные на полуострове, лишены растительности.

Высота восточного берега средней части моря значительно меньше западного. Между мысом Тюб-Караган и заливом Кара-Богаз-Гол тянутся отроги южной оконечности Уральских гор – плато Устюрт. Наиболее близко горы подходят к береговой линии в северной части восточного берега; в южной же части лишь кое-где возвышаются песчаные дюны. Местами берег круто обрывается в море. К югу от залива Кара-Богаз-Гол к береговой линии подходят невысокие отроги горного хребта Кубадаг. На всём протяжении восточный берег средней части моря почти лишён растительности.

Впадающие в море реки образуют огромное количество наносов, которые непрерывно отлагаются и наращивают дельты. В результате в устьях рек постепенно появляются новые косы, острова и банки. Особенно интенсивно увеличивается дельта реки Волга. С 1817 по 1925 г. она продвинулась к югу на 20 км, а с 1929 по 1951 г. в связи с понижением уровня моря – на 30-40 км.

Береговая линия Каспийского моря значительно меняется из-за периодических колебаний уровня воды. Особенно изменилась за последние три десятилетия береговая линия мелководной северной части моря. В связи с падением уровнем воды в настоящее время такие крупные заливы, как Мёртвый Култук и Кайдак, превратились в соры (шоры)- солончаки, возникающие на месте высохшего солёного озера или морского залива.

Наиболее извилиста береговая линия в северной части моря. Между портом Махачкала и устьем реки Волга в западный берег моря вдаются Аграханский и Кизлярский заливы. У восточного побережья между полуостровами Бузачи и Тюб-Караган расположен обширный Мангышлакский залив; кроме того, здесь имеется несколько мелководных бухточек, култуков и ильмений, недоступных для плавания. Берег дельты реки Волга и берег к северу от полуострова Бузачи настолько сильно изрезаны и заросли камышом, что установить здесь береговую линию местами невозможно.

В средней части Каспийского моря наиболее изрезан восточный берег. В него вдаются заливы Кара-Богаз-Гол, Казахский и Александра Бековича-Черкасского. Залив Кара-Богаз-Гол является самым большим заливом Каспийского моря; уровень воды в нём немного ниже, чем в самом море. Западный берег средней части моря до Апшеронского полуострова изрезан слабо, а берега Апшеронского полуострова образуют несколько приметных мысов, наиболее значительными из которых являются мысы Амбуранский и Килязинская Коса.

Берега южной части моря, за исключением иранского побережья, изрезаны больше, чем берега его средней части. В южный берег Апшеронского полуострова вдаётся хорошо защищённая от северных ветров бухта Бакинская. К югу от устья реки Кура расположен залив Кирова, отделённый от моря Куринской косой. В восточный берег южной части моря вдаются Красноводский и Туркменский заливы.

Береговая линия иранского побережья малоизвилиста. Здесь имеются Энзелийский и Горганский заливы, отделённые от моря узкими косами. Из мысов на этом берегу приметен лишь мыс Сефидруд.

Заливы и бухты Каспийского моря в основном мелководны и доступны только для малых судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: