В номенклатуру работ по устройству основания под «верхний» слой покрытия входят следующие технологические комплексы:
· дополнительная профилировка и подсыпка верхнего слоя тела насыпи;
· устройство временных подъездных дорог, площадок хранения материалов, съездов-выездов;
· улучшение и доуплотнение грунтового основания;
· устройство дополнительных слоёв и прослоек;
· строительство разделительных полос;
· подготовка «чёрного» основания.
При сооружении автодорог высоких категорий предусматривается технологический перерыв на самоуплотнение насыпи. После отсыпки верх-него слоя грунтового основания работы по сооружению автодороги приоста-навливаются и допускается движение транспорта с ограничениями по и ско-ростям и интенсивности движения сроком на один год. За этот период насыпь даёт расчётную осадку и самоуплотняется. При этом отметки верха насыпи изменяются в сторону уменьшения. После возобновления строительства проводится геодезическая съёмка профиля и недостающий грунт отсыпается с уплотнением до проектных отметок.
Параллельно проводятся работы по обеспечению технологических требований по устройству основного покрытия, предусмотренным стройгенпланом.
К ним относятся временные технологические площадки, подъездные дороги и съезды-выезды к месту выполнения отдельных процессов специализированными потоками. Устройство временных подъездов связано с перемещением большого количества грунта и наличием парка постоянно действующих машин для производства земляных работ.
При дополнительной профилировке проводятся исследования качества грунта и при необходимости верхний слой грунтового основания может быть снят и заменён, или разрыхлен и доуплотнён, с введением добавок улучшающих качество основания. В этот же период устраиваются некото-рые дополнительные слои (противозаиливающие, теплозащитные).
Если проектом предусмотрена разделительная полоса с посадками деревьев и кустарников, то её строительство должно опережать устройство оснований под покрытие и само покрытие. При отсутствии посадок монтаж бордюра разделительной полосы можно производить после первой россыпи щебёночного основания.
Щебёночное основание является основным (несущим) слоем дорож-ной одежды, на которое укладывается покрытие. Назначение его – восприя-тие нагрузки от автомобильного транспорта через покрытие и распределение её на грунт земляного полотна. Щебень отсыпается послойно, в соответствии с проектом, и уплотняется. В качестве материала применяется сортирован-ный щебень различных фракций, имеющий марку по износу не ниже И – ΙΙΙ. Для переходных покрытий может использоваться различный щебень и гравий.
Работы по устройству щебёночного основания одни из самых трудоём-ких и проводятся в два этапа.
Ι этап – распределение основной фракции слоя и его предварительное уплотнение (с обжатием и взаимозаклиниванием);
ΙΙ этап – распределение расклинивающего щебня с уплотнением каждой фракции (расклинцовка).
Технологический цикл включает в себя следующие процессы:
· первая россыпь крупного щебня расчетной фракции слоем 15-25см;
· разравнивание автогрейдером или бульдозером;
· уплотнение катками за несколько проходов;
· россыпь слоя толщиной 10-15см более мелкой фракции;
· разравнивание автогрейдером;
· уплотнение катками с поливкой (расход воды 15…25л/м3);
· россыпь расклинцовывающей фракции, поливка и уплотнение с расходом воды 10…12 л/м3;
Размеры фракций относятся между собой как 1: 0,5: 0,3. Ориентиро-вочно можно принять:
1 слой – 80…120мм, 2 слой – 40..60мм, 3слой - 10…20 мм.
При уплотнении применяются катки с гладкими вальцами или вибро-катки с массой 6…18т (в зависимости от технологических требований). В ППР устанавливается размер захватки (карты), очерёдность россыпей щеб-ня, количество проходок при уплотнении, масса катков для каждого слоя укатки, технология поливки водой.
При строительстве высокоскоростных магистралей устраиваются допол-нительные один или два слоя «чёрного основания», предназначенного для выравнивания эксплуатационных нагрузок. Конструктивно эти слои выполня-ются из минерального материала высокой прочности обработанного вяжущим.
Чёрное основание устраивается одним из следующих способов:
· смесь заготавливается на АБЗ (асфальтобетонном заводе) в смеситель-ных установках и доставляется к месту укладки специализированным автотранспортом. Горячая смесь температурой 100…110оС укладыва-ется асфальтоукладчиками и уплотняется звеном катков с гладкими вальцами;
· доставленный к месту укладки щебень перемешивается на приобъект-ной технологической площадке с вяжущим и складывается в штабели. По мере надобности материал расходуется в насыпь. Перед укладкой смеси подогреваются и укладываются тёплыми (80..90оС) или холод-ными (60..70оС);
· щёбёночное основание укладывается в насыпь, пропитывается вяжу-щим (жидким битумом, каменноугольным дёгтем, эмульсиями различ-ных составов) и уплотняется за несколько проходок.
Выбор того или иного способа зависит от принятой технологии строитель-ства автодороги, дальности доставки смесей от АБЗ, температуры наружного воздуха и др. причин. Следует знать, что чем выше температура смеси при укладке, тем быстрее она твердеет. Вместе с тем горячие смеси после тверде-ния более хрупкие и менее долговечные.
Горячие смеси применяются при новом строительстве, когда необходи-ма высокая скорость укладки покрытия. Холодные смеси предпочтительнее для ремонтных работ.
После укладки «чёрного основания» по нему устраивается водонепрони-цаемая плёнка из битумной эмульсии или лака «этиноль».
15. Покрытия автомобильных дорог подразделяются на 4 типа: усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные, переходные и низшие. К усовершенствованным капитальным покрытиям относятся: цементно-бетонные, асфальтобетонные, мостовые из штучного камня правильной формы (брусчатые, мозаиковые). Эти покрытия применяются на дорогах с интенсивностью движения в обоих направлениях свыше 3000 автомобилей в сутки. Стоимость дорожной одежды с такими покрытиями составляет 70—120 тыс. руб. за 1 км при ширине проезжей части 7 м. В опытном порядке в СССР и за рубежом используются покрытия из предварительно напряженного бетона (струнобетонные, с пучками из высокопрочной проволоки, безарматурные, напрягаемые внешним обжатием). На временных подъездных путях и на дорогах с колонным движением однотипных автомобилей эффективны покрытия из сборных железобетонных плит. К усовершенствованным облегченным относятся все типы дорожных покрытий из различных минеральных материалов с обработкой их битумом, дегтем или эмульсией, методами поверхностного разлива, пропитки, смешения на дороге или в стационарных смесителях. Такие покрытия используются на дорогах с интенсивностью движения от 300 до 3000 автомобилей в сутки. Стоимость 1 вж Д. о. с покрытием облегченного типа составляет 12—50 тыс. руб. при ширине проезжей части 7 ж. К покрытиям переходного типа относятся: щебеночные, гравийные и мостовые из камня неправильной формы (булыжные). Применяются они при интенсивности движения 50—500 автомобилей в сутки, стоимость 1 км их составляет 10—30 тыс. руб. На дорогах с интенсивностью движения менее 50 автомобилей в сутки пригодны покрытия низших типов, устраиваемые из грунта, укрепленного добавками щебня, гравия, ракушечника, шлака, песка и др. природных или искусств, минеральных материалов, при стоимости 1 км покрытия 2—5 тыс. руб. Основания под дорожные покрытия могут быть бетонные, щебеночные, гравийные, из грубоколотого камня (мостовые), а также из разнообразных минеральных материалов, обработанных цементом, известью, битумом, дегтем, эмульсиями. Подстилающий слой делается из песка, гравия, щебня или из грунта, обработанного вяжущими материалами — цементом, битумом, дегтем, эмульсией.