Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:
- высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;
- способность обеспечивать доставку "от двери до двери"' без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;
- высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния;
- широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки;
- необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:
- маневренность и большая подвижность, мобильность;
- доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
- автономность движения транспортного средства;
- высокая скорость доставки;
- широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
- более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности — 100 %.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
- большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);
- большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;
- низкая производительность единицы подвижного состава (130-150 тыс. т-км в год);
- наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)
- загрязняет окружающую среду.
- низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;