Культура Древнего Египта. Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе "Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса - это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - "Главы о восхождении к свету" или "Книга мертвых" Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни. Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени). Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ ("душа" - не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой "душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию. Ведущую роль в общественной жизни древенеегипетского государства занимала религия. Именно религия – сочетание ярко выраженного культа загробной жизни и культа правителя-фараона, имевшего по представлениям древних египтян божественное происхождение, определяла формы развития искусства Древнего Египта на протяжении всей его истории.

Формированию основных форм и канонов древнеегипетского искусства положило начало образование единого государства в нижнем течении реки Нил. В истории Египта последующий период получил название Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.). Именно в это время складывается монументальный стиль, характерный для всех видов искусств Древнего Египта, история которых длилась более трех тысячелетий. Наиболее характерными памятниками созданными в эпоху Древнего Царства являются Великие Пирамиды в Гизе (гробницы фараонов Хеопса, Хуфу), знаменитый Сфинкс.

Строгие черты, остававшиеся впоследствии практически без изменений на протяжении тысячелетий, обретает в это время изобразительное искусство (скульптура, живопись). Примером традиций, сложившихся в изобразительном искусстве является каноническое изображение на плоскости человеческой фигуры – одновременно в профиль (лицо, грудь, ноги) и в фас (глаз, плечи).

Большое развитие получает скульптурный портрет (статуи фараона Хефрена, писца Каи,). По представлениям древних египтян, портретные статуи исполняли роль двойников умерших и служили вместилищем для их душ. Рельефы на стенах гробниц и храмов раскрашивались краской и изображали сцены загробной жизни (суд Осириса).В эпоху Среднего Царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) монументальная архитектура Древнего Египта утратила свою грандиозность, на место усыпальниц-пирамид приходят более «скромные» скальные гробницы. В изобразительном искусстве постепенно проявляется стремление к правдоподобию в настенных рисунках, скульптурных портретах. При сохранении канонов скульптурной композиции фиксировались индивидуальные черты изображаемого человека, появились элементы раскрытия характера (статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III).

Расцвет древнеегипетского искусства пришелся на эпоху Нового Царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). В это время главными памятниками архитектуры становятся уже не гробницы фараонов, а великолепные храмы (храмы бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре). Вообще, в искусстве этого периода все отчетливее проявляются стремление к передаче и изображению переживаний человека, его чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась во времена правления фараона-реформатора Эхнатона, стремившегося ослабить власть жрецов с помощью религиозных реформ. Свидетельством этим новым явлениям стали художественные изображения, показывавшие, например, сцены семейной жизни Эхнатона. Шедевральными произведениями скульптуры этого времени стали выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити. Периодом Нового Царства заканчивается существование (в 3 в. до н.э. Египет завоевывают персы) государства Древний Египет история искусств которого отражена в многочисленных памятниках архитектуры, живописи, скульптуры, сохранившихся до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: