Правопреемство государств
Международно-правовое преемство или правопреемство государств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может быть и в отношении других суб-ов МП. Этот институт регулируется на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.
Объекты правопреемства государств: гос-ые границы (территория), гос-ая собственность (в том числе находящаяся за рубежом), гос-ые архивы, гос-ые долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основа правопреемства - юридический факт возникновения нового государства как суб-та МП.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового суб-та МП. Франция (XVIII в.), Советская Россия (1917 г.).
Межд-ая практика — в случае соц революции к государству-преемнику полностью переходит тер-ия государства-предшественника (граница неприкосновенна), гос-ая собственность и гос-ые архивы
Государственный долг — это финансовое обязательство государства-предшественника в отношении какого-либо другого суб-та МП. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. Однако в случае соц. революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности. Общее правило: наследование долгов.
Участие в международных договорах: Венская конвенция 1978 г. устанавливает, что новое государство не обязано участвовать (исключение — договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы МП). Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях — аналогично. Могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других государств — членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).
Возникновение нового государства в результате деколонизации: в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabu1а rasа (за исключением территории государства), — новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Гос-ая собственность и гос-ые архивы полностью переходят в распоряжение нового государства. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Гос-ый долг не переходит. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
Правопреемство при объединении государств имеет место, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Гос-ые границы — новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Гос-ая собственность и гос-ые архивы переходят новому гос-ву. Гос-ые долги долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях — эти вопросы решаются волеизъявлением нового государства (аналогично образованию нового государства в результате социальной революции).
Правопреемство при частичных изменениях государственной территории (продажа какой-либо терр-ии одним государством другому, обмен терр-ми единицами, безвозмездная передача части терр-ии). Это проявление принципа подвижности границ. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (тоже относительно членства в международных организациях). За каждым гос-ом остаются свои гос-ые долги. Если долг касается передаваемой территории - вопрос решается на основе взаимной договоренности. Гос-ая собственность: недвижимость остается на передаваемой части. Движимое имущество вывозится на территорию государства, которое передает территорию. Гос-ые архивы отдаются государству, к которому перешла терр-ия. Общее правило — их судьба решается по взаимной договоренности между гос-ми.
Правопреемство при разделении гос-ва и образовании на его терр-ии двух и более независимых государств: отделение от государства его части и образование нового независимого государства (выделение Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Международные договоры (Венская конвенция 1978 г.) содержат общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Вопрос о членстве в международных организациях не урегулирован. Обычно старое гос-во продолжает свое членство в организациях, а отделившееся вступает в них как новый суб-т МП. Гос-ая собственность — и движимое, и недвижимое имущество отделившейся части поступает в распоряжение нового гос-ва. Проблема - раздел гос-ой соб-сти, находящейся за рубежом.
Гос-ые архивы отделившейся части должны быть переданы новому государству. Проблема - архивы, относящиеся к истории единого государства. Обычно вопрос решается по взаимной договоренности. Гос-ый долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Но на новое независимое государство не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.
|
|
|
|
13.Основные виды и правовая природа территорий
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.
|
|