double arrow

Сократ и софисты

Сократ – великий античный мудрец, «олицетворение философии» - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.
Сократ родился в мае-июне 469 г. до н. э.

Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа – это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология.
Истинное познание – познание посредством понятий – доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все.

Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания – «я знаю что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение человеческого познания к божественному разуму. Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относи­тельно их воли.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определен­ных задач. Цель: глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п.

"Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью до­биться "истины".

Основными добродетелями Сократ считает: 1. сдержанность – как укрощать страсти, 2. мужество – как преодолеть опасность, 3. справедливость - как соблюдать божественные и человеческие за­коны.

Все это человек приобретает путем познания и самопознания.

Софисты – они считали, что не существует объективной мысли. Правильно считать то, что выгодно или то, о чем удалось договориться. Все относительно и оспоримо, все подвергается сомнению, а сомнение ведет к отрицанию. Ни в чем нельзя быть уверенным.

Как и софисты, Сократ мало интересовался антологией, его больше волновали проблемы этики и гносеологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: