Философия Сократа

Иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека греческий афинский учитель нравственности - философ Сократ был выдающимся философом второй половины 5 века до нашей эры, который сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания. Хотя его относят к софистам, но по многим вопросам их мнения расходились, он перенес центр тяжести на вопросы философии и антропоцентризма. Сократ считается просветителем афинского народа.

Основной задачей философии он считал создание нового мировоззрения, основанного на новой религии и новых нравственных началах. Исходным пунктом сосредоточения всех философских мироисканий он считал человека, т.к. по его мнению все в мире имеет своей целью пользу человека.

Задача философии: оказание помощи человеку в его познании самого себя. Человек рассматривается Сократом как существо нравственное и общественное, находящегося в различных отношениях с другими людьми. Метод исследования человека Сократом можно назвать субъективной диалектикой, поскольку в его основе лежит активное самосозерцание, размышление человека о самом себе. Свое учение он распространял путем устной беседы в форме своеобразного спора - это так называемый сократовский диалог или беседа, цель которой - путем выявления противоречий в различных мнениях достигнуть истины. Этот сократовский диалог включал три момента:

а) метод иронии, б) маевтика - выявление, определение понятий в) диалектика - метод поиска истины, от греческого глагола "диалегомай" - разговаривать, вести беседу, спорить.

1. Метод иронии (сомнении) с помощью которого Сократ освобождал собеседника от излишней самоуверенности в себе выявлял слабые места и противоречия в рассуждениях. Будучи противником софистики как искусства произвольных суждений, Сократ считал, что при всем разнообразии мнений истина единственна и она достигается с помощью размышления. В целом свое искусство общения с собеседником Сократ называет маевтикой – повивальное искусство, т.е. он считает, что таким образом помогает родиться истине. Познание самого себя, считает Сократ, является основным законом и требованиям разума, т.к. без этого невозможно самоопределение человека в окружающем мире. С помощью знаний можно обрести такие добродетели как сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасностей), справедливость (умение соблюдать божественные и общественные законы).

Без наличия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций, что требуется в условиях демократии. Основной же гарантией достижения истинного знания, а значит и нравственности, Сократ считал наличие у человека совести, как некоего внутреннего голоса, собственного контролёра поступков. Наличие знаний у человека, Сократ считал его важнейшей характеристикой. Отчетливо зная, что такое хорошо, что плохо уже никто не сможет поступать плохо, т.к. зло является результатом незнания добра. По убеждения Сократа, нравственность - плод знаний.

Таким образом нравственное учение (этика Сократа) рационалистична по своей сути. Значение творчества Сократа - состоит, прежде всего в том, что он активно способствовал переводу внимания философии с темой природы, космоса на тему человека, микрокосмоса. В самом же человеке основное внимание Сократ обратил на его душу и знания, взаимоотношением с другими людьми и обществом.

2. Логическое искусство пригодилось Сократу в жизни. За его независимое и атеистические взгляды он предстал перед афинским судом, он был обвинён в нравственном растлении молодежи, создании новой религии и непризнании богов. Афинским судом он был приговорен к смерти (361 голосом из 500 судей). Философ отказался от предложения друзей бежать из тюрьмы, выпил чашу с ядом цикуты. В последующем жители Афин раскаялись в содеянном, а судьи были осуждены. Он вошел в историю философии как эталон высоконравственной личности, который предпочел смерть отказу от истины. Сократа по праву относят к великой тройке греческих философов, наряду с Платоном и Аристотелем.

Сократ пытался поставить человека в зависимости от разума, а не от богов или судьбы. Это положило начало европейскому гуманизму и имело в последствии огромное историческое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: