Морфология культуры индустриального общества

Формыкультуры – так же как и индустриальное общество характеризуются строгой дифференциацией институтов: образовательных, экономических, политических, религиозных... Культурная форма – определенная технология социального действия (с ценностями, нормами, символами, стилем), реализуемая в рамках конкретного социального института или сети институтов.

Отчуждениеоткультуры – побочный эффект от развития (дифференцирования) культурных форм. Это происходит, во-первых, что никто не способен уже овладеть ею целиком, а, во-вторых, культура, помещенная в институт рационального типа, приобретает черты безличной, машинизированной технологии, превращающей человека в винтик системы.

Экономическаякультура – складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления. Она наиболее рационализирована и систематизирована. Включает в себя этос предпринимательства, трудовую мораль, своеобразный кодекс поведения в условиях рынка. Ключевой проблемой экономической культуры является проблема ценностей: насколько они благоприятствуют экономической активности, либо, напротив, препятствуют ей.

Политическаякультура – включает в себя эталоны (образцы) политического поведения, реализуемые в отправлении власти, избирательных кампаниях, массовых политических действиях.Содержание политической культуры определяется гражданским обществом. Политическая культура базируется на соответствующих ценностях, среди которых права личности, закон и правопорядок. Одной из болезней политической культуры является абсентеизм - отказ от участия, в каких бы то ни было формах политической деятельности значительной части населения.

Религиякакформакультуры. Религиозные институты сохраняют свою значимость, участвуя в регулировании человеческого поведения. Кроме того, религиозные институты - воплощение традиции в новом десакрализованном мире, своего рода символ непрерывности человеческой истории. Традиционным религиозным институтам противостоят новые церкви, ориентированные на то, чтобы замкнуть на себя все социальные роли человека, «увести» его из повседневного мира, наложить жесткие ограничения на все виды человеческого поведения.

Искусствокакформакультуры. В индустриальном обществе искусство пребывает в экономической оболочке. В то же время искусство освобождается от навязанных ей в прошлом функций: назидать, проповедовать, воспитывать и просвещать (ими заняты иные институты) и превращается в самодостаточный компонент культуры. Искусство раздваивается. Его нижний этаж составляет то, что предназначено для массовой продажи и ориентировано на вкусы все того же среднего класса. Оно развлекает и примиряет с обществом. Его верхний этаж, рассчитанный на знатоков, поражает стилевым разнообразием.

Художественныестили – устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие.

Постмодернизм – направление в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. В основе этого стиля - игра художника, не чувствующего ответственности перед обществом, - игра, выросшая из культурной традиции и в ее рамках происходящая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: