Сущность различий психики животных и человека. Сознание, условия его возникновения

Качественно новым уровнем развития психики животных явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Развитие человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с началом общественно-трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде, что явилось основным и решающим фактором в становлении человеческого сознания. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя ее, приспосабливая ее к себе и господствуя над ней, стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал более сознательно относиться к самому себе и своей деятельности, сама деятельность становится все более сознательной. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия коренным образом отличает его деятельность от несознательного «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Известно, что в отличие от животных, человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Их изготовление в корне меняло деятельность первобытного человека и отличало ее от поведения животных. Работа по изготовлению орудий не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом, а требует наряду со знанием о выполняемой операции и знания о будущем их применении. Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Но сам мозг – продукт исторического развития. Трудовая деятельность способствовала лучшей координации движений, что было неразрывно связано с развитием двигательных и сенсорных областей мозга, регулирующих сложные произвольные движения. Особое развитие получают области, играющие существенную роль в высших интеллектуальных процессах. Причем преобладающее значение начинает играть левое полушарие, в котором находятся главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Так, развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с трудом, явились важным условием становления сознания.

Вторым условием, которое способствовало формированию сознания, явилось возникновение речи (языка). Известно, что животные обладают многообразными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Однако «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, и не является языком в подлинном смысле этого слова

Возникновение языка вносит существенные изменения в сознательную деятельность человека. Первое из них состоит в том, что язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти, что значительно расширяет познавательные возможности человека.

Вторая принципиальная роль языка в формировании сознания заключается в том, что слова не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. В результате обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения.

Третьей существенной функцией языка в формировании сознания является то, что он не только средство общения, средство для передачи информации, но и важное орудие мышления, обеспечивающее переход отражения мира из чувственного к рациональному. В результате язык позволяет человеку лучше усвоить прошлый опыт, накопленный человечеством. Это ведет к возникновению совершенно нового типа психического развития. Сказанное дает возможность утверждать, что язык – важнейшее средство развития сознания.

Трудовая деятельность и развитие языка способствовали изменению интеллектуальной деятельности человека. Возникает подлинное мышление, существенно отличное от интеллекта животных, обеспечивающее опосредованное отражение действительности в связях и отношениях, не доступных непосредственному чувственному восприятию. Следует иметь в виду, что сознание не является чем-то неизменным, оно меняется в зависимости от конкретно-исторических общественных условий жизни людей и прежде всего от развития тех отношений, в которые вовлекается человек. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление. Существенно меняется вся деятельность людей и соответственно изменяется и тип психического отражения действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: