Формы поведения животных

Инстинкт – врожденная видовая форма поведения, особенность которой является:

- зависимость инстинктивного поведения от состояния внутренней среды организма;

- раздражители лишь стимулируют инстинкт и не обеспечивают всего акта инстинктивного поведения.

Инстинкты имеют четко выраженную родовая (генетическая) память, проявляющаяся во врожденных безусловных рефлексах; вырабатываются в ходе естественного отбора; безусловные рефлексы возбуждаются только при строго определенном постоянстве внешней среды; осуществляются автоматически (без признаков разума, мышления); в основном характеризуют поведение низших животных, хотя имеются и у высших животных и даже у человека. Инстинкт – это жестко закрепленная форма поведения, однако могут изменяться в связи с изменением среды, на основе их вырабатываются условные рефлексы. Инстинкт имеет цепной характер, последовательно вызывающий серию приспособительных действий. Могут обеспечивать групповое поведение (пчелы) – сложнейшие инстинкты, однако оно лишено цели (возникает в ответ на определенный внешний раздражитель или на сочетание определенных раздражителей, сходно у всех особей данного вида). При нарушении хоть одного существенного звена инстинктивное поведение сохраняется, но утрачивается его целесообразность (ограниченность инстинкта).

Навык – действия животных, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Навык – индивидуально приобретенная форма поведения, формируется методом проб и ошибок. В основе навыка лежит система условных рефлексов. Навык – изменяющаяся форма поведения, поэтому без соответствующего подкрепления исчезает. Изменение навыка проявляется в переносе, характерно для высокоорганизованных животных. Наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам. Навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются и превращаются в наследуемые формы поведения (инстинкты).

Таким образом, навык по автоматизму приближается к инстинктам, а по решению задач – к интеллектуальным проявлениям.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных — человекоподобных обезьян.

Особенности интеллектуального поведения:

1. Умение решать двухфазные задачи, в которых есть фаза подготовки не имеющая биологического смысла без второй завершающей фазы. Леонтьев писал, что интеллект начинается там, где есть фаза подготовки.

2. Наличие инсайта (внезапное озарение), т.е. внезапное нахождение правильного решения задачи.

3. Перенос найденного решения задачи в сходные условия без предварительных проб и ошибок.

4. Наличие ориентировочной исследовательской деятельности и использование орудий в виде конкретного практического мышления.

Возникновение сознания и человеческого общества. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными. Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву - получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности - совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.

Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности - биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таким образом, вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.

Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Историческое развитие сознания человека. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания можно обозначить как историческое.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: