По проблеме управления изменениями выделяются две полярные концепции, каждая из которых определяет соответствующую стратегию перемен. Авторами этих концепций, названных соответственно Теория Е и Теория О, являются известные исследователи, профессоры Гарвардской школы бизнеса Майкл Бир и Нитин Нориа. Теория Е рассматривает финансовые цели и ориентируется на их эффективное достижение, учитывая постоянное давление акционеров компании. Теория О рассматривает организацию как саморазвивающуюся систему и в большей степени ориентирована на корпоративную культуру, цели и мотивы сотрудников организации.
Руководители, исповедующие Теорию Е, используют, как правило, жесткие методы, делая акцент на осуществление перемен сверху вниз и уделяя основное внимание созданию структуры и систем, то есть имеет место механистический подход. Руководители – приверженцы Теории О – в большей степени ориентированы на обучение и развитие сотрудников, изменения корпоративной культуры и осуществление перемен снизу вверх. В Таблице представлены характеристики этих теорий.
|
|
Характеристики | Теория Е | Теория О |
Цель изменений | Увеличение прибыли (экономические цели) | Развитие организационных способностей |
Лидерство | Сверху вниз (автократичное) | Участвующее (партисипативное) |
Объект изменений | Структура и системы («жесткие» элементы) | Организационная культура («мягкие» элементы) |
Планирование изменений | Программируемые и планируемые изменения | Спонтанные Изменения (реакция на появляющиеся возможности) |
Мотивация изменений | Финансовые стимулы | Сочетание разных стимулов |
Участие консультантов | Консультанты используют готовые технологии и решения | Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений |