Биография. Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве [1]

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве [1]. По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича — 1878 год[2][3], однако, согласно исследованию киевского искусствоведа Дмитрия Горбачёва, архивные записи метрики, найденные в 2004 году говорят о том, что дата рождения Казимра Малевича — 1879 год[1].

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению[4][5][6][7][2]. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По данным одной газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902)[8][ неавторитетный источник? ]. Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

Одна из поздних работ Малевича, которую сам он датировал 1903 г.: «На бульваре», около 1930 г. Х., м. Государственный Русский музей

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.

Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

Автопортрет, около 1910 г. Государственная Третьяковская галерея

С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры[9] (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским "народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА"[10].

В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.

Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.

Автопортрет, 1933 (фрагмент)

В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.

Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.

Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».

К. Малевич. Атлеты (1932)

Чёрный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915.

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1933 год — начало тяжелой болезни.

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году.

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: