Языковой (диалектный) ареал

Термин ареал используется для определения границ распространения языковых явлений, а также может употребляться для определения границ распространения языков.

· В первом случае ареалом является область распространения отдельных языковых явлений или совокупности явлений (ареалы цоканья русского языка или ареал яканья русского и белорусского языков).

· Во втором случае ареалом является область распространения языков или языковых общностей (славянский ареал, индоевропейский ареал и т. п.).

Изоглосса

Изоглоссы очерчивают ареалы распространения языковых явлений и являются их границами. Наиболее важные изоглоссы определяют условные границыдиалектов. Близко расположенные друг к другу изоглоссы формируются в пучки изоглосс. Для разных уровней языка могут употребляться различные термины, уточняющие тип изоглоссы: изофоны (фонетические изоглоссы), изолексы (лексические изоглоссы), изосемы (сходное семантическое развитие) и т. п. Изоглоссы могут быть «связанными» и «конвергентными». «Связанные изоглоссы» развиваются в языках, относящихся к единой генетической общности. Конвергентные изоглоссы возникают как результат длительных территориальных контактов языков, образующих ареальную общность (языковой союз), или же параллельного развития изолированных, территориально не соприкасающихся языков.

21. Функциональная типология языков. Основные функции языка.

Функциональная типология, таким образом, исследует не общий тип языка, не общий способ выражения грамматических отношений, или преобладающий в данном языке общий способ, а частные типы в нем, т.е. типы формальной репрезентации универсальных семантических зон, понятийных полей, лингвистических континуумовПредмет функциональной (социолингвист.) типологии языков состовляют сходство и различия м/у языками в объеме их обществ. ф-ций и сферу потребления, а также в соц. оценках языков людьми. Сложность состоит в том, что социолингвистические и коммуникативные различия между языками мира многочисленны, глубоко содержательны, разнообразны, разноплановы или разнородны и поэтому достаточно независимы друг от друга. В ФТ как и в области лексической типологии не удается выстроить многомерные типологические классификации языков, здесь пока идет поиск типологически значимых признаков языков. На этой основе строятся социолингвист. Хар-ки языков, однако понятие функцион. тип языков еще не выработан, так как отдельные и существенные социолингвист. хар-ки языков не удается представить как комплекс взаимосвязанных признаков. Ф-ции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным ф-циям относят коммуникативную и когнитивную.

Коммуникат. ф. проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей. Когнитивная (мыслеобразующая или познавательная) функция тесно связана с первой. Базовые ф-ции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в ф-ции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других. Эмотивная ф. проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия! Метаязыковая ф. обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: С лог – это минимальная произносимая единица. Апеллятивная (регулятивная) ф. наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста. Контактоустанавливающая ф. – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго. Эстетич. ф. проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.Ф-ция хранения и передачи нац. опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологич. оборотах типа кафтан, тяжела шапка Мономаха.

В уч. заведениях языки выполняют 3 основные учебно-педагог. ф-ции: 1. Язык используется как вспомогательное средство при обучении др. языку. 2. На языке ведется преподавание (обучение). 3. Язык является учебным предметом. ^ СОЦ. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ Ф-ЦИИ: Язык является соц. категорией, т. е. выполняет определенные функции в обществе. К таким ф-циям можно отнести ф-цию воздействия (с помощью языка один ч-к воздействует на другого, н-р, начальник отдает распоряжение подчиненным). Др. ф-ции – ф-ция общения, ф-ция формирования и выражения мыслей и т. д. Воздействие соц. среды на язык и речевое поведение людей изучает социолингвистика – особое направление в язык-ии, к-ое возникло и сформировалось в самостоят. научную дисциплину в ХХ в. В разных ситуациях общения необходимо использовать разные яз. ср-ва. Это хорошо понимали задолго до возникновения социолингвистики. Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс называется яз. социализацией, т. е. языковым «вхождением» в данное общество, его тоже изучает социолингвистика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: