Методы, используемые в практике социальной работы

Основные принципы, задачи и функции социальной работы.

Соц.работа – разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, соц-х и др.групп в обществе.

Принципы: 1.общефилосовские (детерминизм, отражение, развитие); 2.общие (историзм, соц.обусловленнсть, соц.значимость); 3.специфические (3.1.содержательные (гуманизм, справедливостьт, альтруизм), 3.2.психо-пепдагогические (мораль, эмпатия, доверие),3.3.методические (приемственность, последовательность, непрерывность),3.4.организационные (комплексность, посредничество, солидарность))

Основные задачи: анализ существующих форм и методов соц. работы; разработка оптимальных технологий и методов разрешения соц-х проблем указанных объектов.

Функции социальной работы: 1. Компенсаторная – освоение ресурсов для удовлетворения основных потребностей, которые необходимы для развития человека независимо от внешних обстоятельств. 2. Проективная (защитная) – защита человека от негативных следствий, соответствие нормативно-правовой базы. 3. Мотивирующая – содействие процессам обучения в плане индивидуальных и культурных образцов ориентации, которые побуждают человека к действию. 4. Посредническая – входят 2 главных аспекта:- выработка баланса между правами и обязанностями;- справедливое разрешение конфликтов и взаимодействие с властными структурами.

Методы, используемые в практике социальной работы.

1.Соц-психологические (наблюдение, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент). В зависимости от цели применения делятся на: А) диагностические – сбор данных о клиенте и постановка диагноза. Методы: -беседа;-опрос;-биографический метод;-метод экспертных оценок;-психологическая диагностика;-тест;-проективные методы дают инф-ю, основанную на косвенных данных. Б) катарсические – позволяют снять болезненные эмоции и переживания. Методы: -вербальная/невербальная поддержка;-нерефлексивное слушание-стимулиирует высказаться, освободиться от переживаний;-дыхательные методы;-арттерапия. В) трансфармационные –устранение глубинных причин жизненных проблем у клиента. Г) развивающие психологические методы – развитие самосознания, творчества и коммуникаций. Методы: -соц-псих.тренинг;-коллективное творчество. Д) оптимизирующие –улучшение психической деят-ти, жизни, творчества человека. Методы: -индивидуальное и групповое консультирование;-самовнушение;-психогимнастика;-медитация;-дневниковый метод;-психопрофилактика;-нерелигиозные техники духовного роста.

2 .Педагогические методы в соц.работе – это способ, прием или ряд действий выстроенных в определенной последовательности и использующихся в процессе формирования личностных качеств. А) убежение-эмоциональное разъяснение сущности соц.,дух. отношений, норм и правил поведения в развитии чувств и сознания личности. Б) метод этического рассказа-формирование образа идеального поведения. В) диспут. Г) упражнение. Д) пример. Е) требование-способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленное на улучшение поведения и обогащение опыта. Ж) воспитывающая ситуация-сложившееся обстоятельство, которое оказывает значительное влияние на жизненную позицию человека. З) поощерение. И) наказание.

3. Медико-социальные методы в социальной работе включают профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную работу, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными гр-ми и граждами с огранич. возможностями. Мероприятия: -исключение эмоц-стрессовых ситуаций;-использование метода практической ситуации для создания положительных эмоций у человека;-разработка индивид.оздоровительного режима. Санитарно-гигиенические методы включают в себя: А) санитарно-описательные методы формируют общее представление о жилищно-бытовых условиях человека; Б) санитарно-просветительская работа-формирование гигиенических навыков, распростр-е навыков здорового образа жизни; В) специализированное консультированиие.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: