Социология как управленческая наука. Управленческий цикл. Место в нем социологической информации

В социологии для обоснования содержательных выводов в ранг принципа возводится привлечение конкретного эмпирического материала. Это бесспорное достоинство также характеризует социологию как управленческую науку.

Весьма важная особенность социологии состоит в том, что получаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня), как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на его использование при решении актуальных практических проблем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности социологического знания является уровень его востребованности социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма определенная управленческая ориентация — тот специфический признак, который существенно выделяет социологию среди всех наук об обществе.

Таким образом, можно говорить о двух типах конечных результатов социологического исследования. Первый — достаточно традиционный, неспецифический, являющийся итогом исследования в рамках любого научного направления. Он представляет собой новое знание о какой-либо предметной области социального мира. Второй тип — это информация, полученная средствами социологии в связи с необходимостью решения какой-либо практической проблемы и включенная в структуру информационного обеспечения органа социального управления.

Отличие первого от второго состоит в том, что результаты первого типа — это чистое знание об определенном социальном феномене (например, молодежная культура, девиантное поведение, маргинализация и т.п.). Главный критерий ценности знания первого типа — принципиальная новизна. Востребованность знания этого типа социальной практикой не играет существенной роли. Для него вполне приемлемо самое общее определение информации как некоторых сведений.

Критерием ценности результатов второго типа является, прежде всего, их практическая актуальность, информативность, потенциальная возможность снижения неопределенности для структур, принимающих управленческие решения. Принципиальной новизны они могут и не содержать. Как видно, результаты второго типа представляют собой управленческую информацию.

Объективная необходимость использования возможностей социологии в исследованиях социально-экономических и политических процессов структурами социального управления предопределяется ее спецификой.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем. Функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».


Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.)».

Делая вывод, можно сказать, что социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

Суть функций управления заключается в том, чтобы цели, пути и средства их реализации не противоречили друг другу, чтобы обеспечить эффективное устранение социальной напряженности, гармонизировать интересы разных социальных групп и слоев населения. Свое практическое воплощение функции социального управления приобретают в предоставлении определенной направленности процессу развития общества, отдельных его сфер.


В управленческом решении осуществляются функции, цели, принципы управления. Оно выступает средством управленческого влияния, организованного взаимодействия субъекта и объекта управления, которое обеспечивается с помощью соответствующих методов управления. Можно выделить социологические методы выработки решений (имитационные модели, «мозговая атака», дискуссия, деловая игра и др.), методы организации выполнения решений (административные, экономические, социально-психологические, или собственно мотивация). Все они применяются в конкретной ситуации. Принятие и осуществление решений включает выбор цели, способов ее достижения, само решение и его выполнение. Решение всегда имеет часовую характеристику, которая состоит из скорости принятия решения, времени от принятия решения к его выполнению, а также времени от начала изучения ситуации к выработке окончательного варианта решения. От качества управленческих решений зависит, в конце концов, возможность системы управления мобилизировать свои ресурсы и возможности.


Таким образом, от качества и полноты использования возможностей зависит эффективность достижения управленческих целей. С другой стороны, достижение всего разнообразия существующих целей является процессом роста разных видов возможностей. Поэтому когда мы хотим оценить выполнение определенной функции, следует сравнить фактические действия c теми, которые должны быть. Если рассматривать, например, функцию принятия решений как неотъемлемую обязанность руководителя, появляется возможность оценивать выполнение этой функции по продуктивности, то есть по эффективности самих решений. Такой подход дает возможность в каждом конкретном случае определить четкие критерии деятельности лиц и подразделений, наличие которых дает возможность оценивать качество выполнения функций лицами и подразделениями исходя из предоставленных им полномочий.


Управление как процесс имеет циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый отдельно, начинается с постановки целей, заданий и завершается выполнением этих заданий, достижением определенного результата. Таким образом, происходит управленческий цикл, который составляет каркас социально-управленческой технологии. Потом на основании информации о результатах (достижение или недостижение цели) ставятся новые задания, выдвигается новая цель. Один цикл замыкается, начинается новый.

Отметим, что составляющими управления являются системы информационная, проектно-программная, прогностическая, планировочная, системно-организационная, система прорабатывания управленческих решений, система коррекции и следующего воссоздания управленческого цикла. Этот алгоритм приспособлен к любому виду или типу управления. Для того чтобы управлять (руководить), нужно иметь информацию о назначении, функциях, состоянии возможностей системы. Имея такую информацию, руководящая система проектирует, прогнозирует, а потом приходит к желаемому результату.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: