Основные гарантии депутатской деятельности

Гарантии депутатской деятельности делятся на несколько групп.

1. Организационные гарантии принято связывать с обязан­ностями органов власти создавать необходимые условия для осуществления депутатом своих полномочий. В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государст­венной и муниципальной власти. Ему принадлежит право на получение и распространение информации, обеспечение раз­личного рода справочными материалами. По вопросам своей работы депутат выступает в муниципальных средствах массовой информации. В соответствии с уставами муниципальных обра­зований и регламентами представительных органов депутаты к выполнению своих обязанной привлекают помощников на возмездных или общественных началах.

2. Социальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, связанных с возможными материальными-издержками при осуществлении им своих обязанностей. Зако­нодательство субъектов Федерации формулирует право на воз­мещение расходов депутата, выполняющего свои функции на неосвобожденной основе. Участие такого депутата в заседаниях органов местного самоуправления, постоянных комиссий свя­зано с освобождением от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы. Компен­сация потерь заработной платы в связи с этим производится за счет средств местного бюджета. Депутату, работающему на постоянной основе, устанавливается ежемесячный оклад и над­бавки к нему.

Принятые нормы, закрепляют страхование жизни и здоро­вья депутата за счет средств бюджета муниципального образо­вания. Страховые суммы выплачиваются по решению предста­вительного органа в случае причинения депутату увечий, иного повреждения здоровья в связи с выполнением им депутатских полномочий.

3. Гарантии трудовых прав депутатов направлены на защиту их интересов как субъектов трудовых отношений. Гарантии этого типа охватывают весь срок полномочий депутата, а также последующую служебную деятельность по окончании депутат­ских обязанностей.

Депутат не может быть уволен с основного места работы по инициативе администрации без согласия представительного ор­гана местного самоуправления. В соответствии с нормами тру­дового законодательства срок депутатской деятельности засчи­тывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности (для депутата, работаю­щего в представительном органе на постоянной основе).

Для этой же категории депутатов предусматривается, что по окончании срока их полномочий работодатель предоставляет им прежнюю работу (должность) или с их согласия другую рав­ноценную работу (должность).

4. К гарантиям депутатской деятельности относится непри­косновенность депутатов": Неприкосновенность не является личной привилегией. Она имеет публично-правовой характер, призвана обеспечить депутатам возможность беспрепятствен­ного осуществления их мандата. К сожалению, Закон 2003 г. очень скупо регламентирует данный вопрос, ограничиваясь лишь указанием на то, что гарантии выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, обыске, аресте, допросе, совер­шении в отношении их иных уголовно-процессуальных и адми­нистративно-процессуальных действий устанавливаются феде­ральными законами.

Закон 1995 г. устанавливал, что неприкосновенность депута­тов распространяется на случаи их задержания (за исключени­ем случаев задержания на месте преступления), ареста, привле­чения к уголовной ответственности, обыска их места жительст­ва и работы. Совершение указанных действий допускалось только с согласия прокурора субъекта Федерации'. Согласно законодательству депутатская неприкосновенность имеет тер­риториальные пределы. Она ограничивается территорией муни­ципального образования. При определении ее пределов следует руководствоваться указанием Конституционного Суда РФ2 о том, что неприкосновенность не означает освобождения депу­тата от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Очевидно, что расширительное толкование неприкосновенности в таких случаях способно привести к искажению публично-правового характера иммунитета депутата и превращению в личную при­вилегию.

Гарантией деятельности депутата считается его неответст­венность за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании. Неответственность депутата — результат прин­ципа свободы дебатов и голосования. Между тем неответст­венность не касается случаев, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета, ответствен­ность за которые предусмотрена федеральным законодательст­вом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: