Контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Проблема государственного контроля, являясь актуальной в науке и в законодательстве, тем не менее, должного развития не получила. Она слабо изучена, практически не определен субъектный состав отношений, четко не определён объект. В той литературе, которая затрагивает этот вопрос, анализируются только отдельные элементы контрольных правоотношений.

Тоболин: обращает внимание на отсутствие четкого механизма контроля на уровне субъекта федерации, замечает, что нет единообразия в установлении субъектов. Имеется прокурорский надзор и возможность контроля в судебном порядке. Единственный реальный момент, это контроль за осуществлением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Фадеев: государственный контроль имеет пределы, установленные Конституцией РФ и федеральными законами. В качестве видов государственного контроля указывается прокурорский надзор, возможность отмены решений органов местного самоуправления в судебном порядке и подконтрольность отдельных полномочий, переданных местному самоуправлению государством.

Хрусталев: государственный контроль должен обеспечиваться применением санкций со стороны государства к местным властям:

a. роспуск муниципальных органов;

b. передача функций муниципальных органов к органам, определяемым органами государственной власти;

c. отставка муниципальных служащих;

d. и т.д.

Отдельно в качестве вида государственного контроля выделяют административный контроль и при этом приводят примеры из зарубежного опыта, где существует административный контроль (США, Англия). В первые годы советской власти, у нас был опыт административного контроля, когда местные органы власти контролировались государством через МВД. Сегодня же самостоятельность у органов местного самоуправления достаточно высока (это закреплено на уровне федерального законодательства), а административный контроль государства или субъектов федерации нормативно не установлен.

Кутафин, Фадеев: приводят в пример ранее существующий департамент по проблемам местного самоуправления, который обеспечивал проведение государственной политики в области местного самоуправления. Это далеко не лучший пример, т.к. этот департамент ничем не управлял, а только советовал и т.д., и никогда не осуществлял государственную политику в области местного самоуправления.

Постовой: согласно ч.2 ст.132 Конституции РФ, государство осуществляет контроль за органами местного самоуправления по использованию материальных и денежных средств в части переданных государственных полномочий. Т.к. эти средства имеют целевой характер, то государство имеет право контролировать расходование этих средств. Так, субвенции подлежат контролю со стороны государства, и при не целевом использовании, государство вправе их изымать. Государство имеет право на контроль за использованием средств, переданных местному самоуправлению для осуществления совместных с государством программ. Развитый государственный контроль, это условие повышения эффективности в управлении территориями, повышение правовой культуры, устранение фактов беззакония и бесконтрольности.

Васильев: говорит о недостаточности судебного и прокурорского надзора. При этом приводит пример, когда для осуществления контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления создаются территориальные органы государственного контроля. Так Свердловская область разделена на четыре части, в каждой из которых создан территориальный орган государственной власти. Данная практика исследовалась Конституционным Судом РФ, и он в этом не нашел ничего порочного. Зачастую действия субъектов федерации в части контроля, все-таки связаны с нарушением федерального законодательства и принципа самостоятельности местного самоуправления. Ссылаясь на европейскую хартию местного самоуправления, учёный говорит о том, что там прямо предусмотрен административный контроль. Российское законодательство устанавливает более широкие рамки для контроля.

Кущин: муниципальная и государственная власть это формы публичной власти и т.к. невозможно дать точное разграничение дел местных и дел государственных, то органы государственной власти и местного самоуправления вынуждены взаимодействовать, и эти отношения базируются на совокупности принципов: а) партнерства; б) субсидиарности; в) подчинения (хотя согласно действующему законодательству подчинения нет). Контроль рассматривается как способ взаимовлияния государства на органы местного самоуправления, и местного самоуправления на органы государственной власти.

Выводы:

1. Контроль государства за реализацией отдельных переданных государственных полномочий местному самоуправлению имеет место.

2. Контроль государства за непосредственной деятельностью органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь в зависимости от пределов контроля выделяется контроль общий и специальный. Общий: соблюдение требований законности при реализации всех полномочий органами местного самоуправления. Специальный: проверка деятельности органов местного самоуправления в отдельных сферах их деятельности. В зависимости от субъекта контроля можно выделять прокурорский, судебный и административный контроль (хотя он ни нормативно, ни фактически четко не описан).

3. Рассматривая отдельные виды контроля, можно сделать вывод о том, что контроль ограничивается только требованиями законности, т.е. действует принцип общедозволительного правового регулирования. Субъектами специального контроля являются налоговые органы, органы федерального казначейства, инспекция труда, органы и министерства по чрезвычайным ситуациям, органы осуществляющие надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Данные органы контролируют деятельность органов местного самоуправления не исключительно, а наряду с осуществлением других своих функций. Контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления выведен из компетенции МВД и таким образом деятельность органов местного самоуправления оказалась вне общего административного контроля. Контрольное управление Президента занимается органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными ударственных полномочий месоля можно выделять прокурорский, судебный и административный контроль (хотя он ни нормативно, ни фактически четко не описан).

Рассматривая отдельные виды контроля, можно сделать вывод о том, что контроль ограничивается только требованиями законности, т.е. действует принцип общедозволительного правового регулирования. Субъектами специального контроля являются налоговые органы, органы федерального казначейства, инспекция труда, органы и министерства по чрезвычайным ситуациям, органы осуществляющие надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Данные органы контролируют деятельность органов местного самоуправления не исключительно, а наряду с осуществлением других своих функций.

112. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.03 (Общая характеристика).

12 глав, 86 статей,

Оглавление

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ

Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МСУ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МСУ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МСУ

Глава 6. ОРГАНЫ МСУ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МСУ

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

Статья 36. Глава муниципального образования

Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования

Статья 41. Органы МСУ как юридические лица

Статья 42. Муниципальная служба

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МСУ

Глава 9. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МСУ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МСУ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ

Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: