Принципы международного права охраны окружающей среды

Основные принципы международного права, такие как уважение го­сударственного суверенитета, невмешательство, неприкосновенность территории и другие, в полной мере применимы к отношениям госу­дарств по поводу сохранения и использования природной среды и ее ре­сурсов. Вместе с тем в рамках МПОС складываются собственные, отрас­левые принципы, вокруг которых в свою очередь группируется весь об­ширный нормативный массив, включая правила поведения государств, содержащиеся в международных договорах, резолюциях международ­ных организаций, а также сформировавшиеся путем обычая.

Принцип охраны окружающей среды. В настоящее время завершается становление основополагающей нормы, согласно которой на все госу­дарства возлагается обязанность защищать и сохранять окружающую среду и обеспечивать устойчивое использование природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений людей. Для этого они должны принимать все надлежащие меры, индивидуально или совместно, по со­хранению благоприятного качества окружающей среды, сотрудничать в этих целях между собой на равноправной и взаимовыгодной основе и воздерживаться от любой деятельности, способной оказать значитель­ное вредное воздействие на природную среду.

Обязательства такого рода, имеющие общий характер, были закреп­лены в ряде международных соглашений, например в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ст. 192) в отношении морской среды, Протоколе 1991 года об охране окружающей среды к Договору об Ан­тарктике (ст. 4), Конвенции ООН о несудоходном использовании меж­дународных водотоков 1997 года (ст. 20).

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природ­ными ресурсами. Этот принцип был сформулирован в ряде международ­ных актов, в том числе в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Не­отъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» от 14 декабря 1962 г., Стокгольмской декларации ООН 1972 года (Принцип 21) и Дек­ларации Рио 1992 года (Принцип 2). Отражая в значительной степени позиции развивающихся стран, он предусматривает суверенное право каждого государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития.

Принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрис­дикции государства. Этот принцип формировался первоначально как обычно-правовая норма. Он получил практически всеобщее признание и в следующей формулировке был закреплен сначала в Стокгольмской декларации, а затем и в Декларации Рио: в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства несут ответствен­ность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не «причиняла ущерба окружающей среде других государств или райо­нов, находящихся за пределами национальной юрисдикции».

Неотъемлемый суверенитет каждого государства в отношении своих природных ресурсов и обязанность воздерживаться от причинения ущерба окружающей среде тесно связаны между собой и взаимообуслов­лены при установлении рамок допустимого и экологически целесооб­разного поведения государств.

Помимо этих основополагающих отраслевых принципов МПОС в процессе становления находится ряд более частных принципов предуп­редительного характера, в том числе:

принцип оценки воздействия на окружающую среду, который обязыва­ет государства проводить оценку трансграничных экологических пос­ледствий деятельности, планируемой ими или осуществляемой под их контролем или юрисдикцией (например, этот принцип нашел отраже­ние в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в транс­граничном контексте 1991 г.);

принцип предварительного уведомления и обмена информацией, обязы­вающий государства заблаговременно уведомлять друг друга и обмени­ваться информацией в связи с планированием или проведением ими потенциально опасной деятельности либо при возникновении чрезвы­чайных обстоятельств, грозящих вредными для окружающей среды пос­ледствиями (закреплен, в частности, в Конвенции об оперативном опо­вещении о ядерной аварии 1986 г. и в Конвенции ООН о праве несудо­ходных видов использования международных водотоков 1997 г.);

принцип взаимных консультаций, обязывающий государства консуль­тироваться друг с другом по поводу осуществляемой ими экологически опасной деятельности, которая может иметь потенциально неблагопри­ятные трансграничные последствия (этот принцип включен, например, в Конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. и в Конвенцию о праве не­судоходных видов использования международных водотоков 1997 г.);

принцип предусмотрительного подхода, который складывается в на­стоящее время как общеобязательный и в соотвествии с которым госу­дарства должны относиться осмотрительно к проведению потенциально опасной для окружающей среды деятельности и принимать эффектив­ные меры, предупреждающие вредные последствия даже в тех случаях, когда существует вероятность серьезного или необратимого ущерба, хотя нет полной научной достоверности того, что ущер будет причинен. Применение этого принципа на практике означает перенесение бреме­ни доказывания безвредного характера планируемой деятельности или проекта на заинтересованное в этом государство (принцип закреплен, в частности, в Конвенции о биологическом разнообразии 1992 пив Кон­венции об изменении климата 1992 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: