Типы мировой политики и международных отношений по характеру отношений ее основных субъектов

1. Доминирование одного государства или группы государств в мировой политике.

2. Баланс государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью.

3. Демократический тип мировой политики и международных отношений на основе равенства прав и равной ответственности субъектов мировой политики.

Принципы мировой политики:

– невмешательства во внутренние и внешние дела другого государства – субъекта мировой политики;

– мирного разрешения международных споров и конфликтов.

36. Политическая жизнь — это непрекращающийся процесс деятель­ности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направ­ления и специфические средства политической деятельности. Они по­казывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.Политическую жизнь характеризуют следующие признаки: 1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия соци­альных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений; 2) служит областью действия публичного интереса и управления, главным инструментом которых становятся власть, принуждение, ав­торитетное влияние, использующие практически всегда силу органи­зации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты; 3) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.; 4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей — классы, этнические и профессиональные общности, от ини­циативы и энергии которых зависят направленность, облик, результа­тивность политических событий;5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.Основными элементами политической жизни оказываются полити­ческие действия, среди которых можно выделить, например, государ­ственные перевороты и революции, крестьянские погромы и граждан­ские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

Важными политическими идеологиями и социально-политическими течениями современности являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и фашизм.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

18.Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, со­ставляющих ее конституционноправовой статус. К ним относятся суве­ренитет, территория, т. е. пространственный предел распространения суверенитета, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопас­ности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, международная правосубъектность, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим наиболее важные из них. Российская Федерация - суверенное государство. Вопрос о суве­ренитете во всех федеративных государствах решен одинаково: феде­рация суверенна, а ее субъекты нет. На мой взгляд, ошибочны нормы и Федеративного договора 1992 г., и ряда конституций республик в со­ставе федерации, провозгласившие суверенитет республик. Ведь субъ­екты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения федерации и полномочий федерации по так называемым пред­метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. А тер­мин "суверенитет" означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Субъекты же федерации связаны обязанностью принимать только те правовые акты, которые не содер­жат норм, противоречащих федеральной Конституции и законам.

17. Развитие демократии непосредственным образом связан с установлением правового государства. Главные принципы правового государства таковы:

  • верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни;
  • правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам;
  • приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие; государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено";
  • взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также проникнуты морально-эстетическими обязанностями;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

Сущность современного демократического государства отвечает не только правовая, но и социальная форма, если сущностным содержанием правового государства является защита свобод человека от ограничений со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое можно определить как право на достойную существование.

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 pp, названной "великой депрессией". Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;

5.Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла пять этапов:
Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественнополитической мысли на Руси считается киевский митрополит Илларион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформулировал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины); по закону существовал лишь один богоизбранный народ - иудеи; с появлением благодати образовалось сообщество равноправных христианских народов; Русь занимает равное с другими государствами положение в мире; необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью; Русская церковь должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина.Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное государство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.). Начало ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский) государства. Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - теории марксизм-ленинизм. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников.

25.Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализациииндивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом

24. В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

41.Современная система международных отношений находится в переходном состоянии. Сегодня в ней переплетаются и взаимодействуют как традиционные, так и новые факторы и тенденции.
Со времен Вестфальского мира, зафиксировавшего международную систему, основанную на силовом взаимодействии, «столкновении» национальных государств, балансе сил, противоборстве союзов и т. д., в мировой политике появились новые действующие лица и новые тенденции глобального масштаба. Транснациональные корпорации и международные организации, система глобальной коммуникации, мировая экономическая взаимозависимость, изменение роли военного фактора, распространение во многом единой массовой культуры, переплетение внутриполитических и международных проблем, волны глобальной демократизации и др. Первая тенденция связана с расширением числа участников международных отношений. Вторая тенденция развития международных отношений — рассредоточение власти. Третьей тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация. В качестве четвертой тенденции следует выделить тесно связанный с глобализацией процесс регионализации, особенно в ее наиболее развитой форме — интеграции.

Россия в системе современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней политики.Распад СССР имел серьезные геополитические последствия: ушла в прошлое двухполярная система международных отношений, основанная на противостоянии СССР и США. Государствам – участникам мировой политики пришлосьзаново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, заключать союзы.В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в 1991 г. Содружества независимых государств (СНГ) РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: а) отношения со странами «ближнего зарубежья» (бывшими республиками СССР); б) отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)Отношения с «ближним зарубежьем».Задачи и проблемы: создание механизмов и структур в рамках СНГ для решения вопросов экономического и политического сотрудничества, а также вопросов безопасности; защита интересов русскоязычного населения в странах СНГ; налаживание двухсторонних отношений по всем направлениям.1992-1993 гг. – принят Устав СНГ, подписаны договора о коллективной безопасности. Начинается выводроссийских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении. Россия принимает участие в урегулировании приднестровского, грузино-абхазского и других конфликтов.1994 г. – создан межгосударственный экономический комитет и сформирован Таможенный союз.1996 – 2000 гг. – заключены договоренности о создании союзного государства России и Белоруссии.2002 г. – в связи с усилением международного терроризма создается Организация ДКБ (Договор о коллективной безопасности) – новый военно-политический альянс в составе РФ, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.Проблемы в отношениях со странами СНГ:а) положение русскоязычного населения в Прибалтике (РФ считает, что русское население здесь дискриминировано);б) проблема Крыма и черноморского флота РФ, базирующегося здесь, в отношениях с Украиной;в) разногласия с Грузией по вопросам пребывания российских миротворцев на территории Абхазии и Южной Осетии (автономные республики в составе Грузии).Отношения с Западом.1991-1993 гг. Позиция РФ формируется под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом либеральных реформ в стране. Подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) с США; заключено соглашение о взаимном перенацеливании американских и российских ядерных ракет; удалось добиться от США отказа от разработки программы СОИ (Стратегической оборонной инициативы, суть которой в выведении противоракетных систем в космос); вступление РФ в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти действия носили глубоко позитивный характер, но несколько ослабили самостоятельные позиции России на мировой арене.1994-1999 гг. – РФ пытается выработать самостоятельную позицию, четче определить свои национальные интересы и восстановить влияние на мировую политику. Выдвигается доктрина «построения многополярного мира».В 1990-е гг.РФ заявила о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в сотрудничестве со странами Востока. В 1998 – 2005 гг. успешно развивались российско-японские отношения, Китай стал одним из главных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения России с Южной Кореей и странами АСЕАН (Ассоциация стран южно-восточной Азии). К числу проблем в отношениях со странами Азии можно отнести спорный вопрос о принадлежности России четырех южных островов Курильской гряды, на которые претендует Япония. Также РФ осудила войну в Ираке и поддерживает Иран в стремлении осуществлять собственные ядерные разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: