Социальные функции культуры

1. гуманистическая (человекотворческая) – развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности

2. социализации – освоение культурных норм человеком

3. воспитательная – формирование определенных социально значимых черт личности. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д

4. коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта)

5. познавательная (культура выступает как средство самопознания общества, класса, нации, этноса и т.д.)

6. функция аккумуляции, сохранения и передачи опыта

7. аксеологическая (ценностно-ориентационная) – культура как система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы или социальной общности развивается и изменяется, меняя постепенно ценности и нормы субъектов.

8. нормативная (она проявляется чаще всего косвенно, опосредованно, но действует чаще более эффективно, чем управляющие структуры административных систем и элеиентов)

9. интегр-ативная и дезинтегративная На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Согласно Э.Дюркгейму, освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

10. регулятивная. Она уже отмечалась ранее - в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: