Проблема происхождения ф-фии. Ф-кие представления Древнего мира

Философия (любовь к мудрости, любомудрие) зародилась примерно 2500 лет назад в странах Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции.Др.фил-ии присущь синкретизм-проявляется в неразделенной слитности образа вещи и самой вещи,т.е.мир таков каким вижую Древнейшие фил системы имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений. Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времен стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.

Индия. Древнейшим памятником индоарийской культуры являются Веды -собрание священных текстов. Ведическая религия-это сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. Упанишады образуют завершение ведической литературы(8-7 вв до н.э).Цель ритуала-как можно более длительное пребывание в этом блаженном состоянии. С завершением жертвоприношения, его заказчик опять возвращается в земной мир, из которого хотел уйти хотя бы на время. Так сложилось представление о вечном круговороте, который составляет сущность человеческого существования. Этот путь не заканчивается и со смертью человека. Чтобы остановить поток перерождений(сансара), необходимо стать на путь богов, который завершается проникновением в мир Брахмана. Так же центральным понятием явл. Понятие кармы. Закон кармы-человек отвечает не только за поступки, совершенные в этой жизни, но и за все задеянное в прошлых перерождениях. Джайнизм. Основателем считается Махавира Вардхамана (6 в до н.э.).Все, что существует, делится на 2 вида: духовное(джива) и материальное(аджива).Связующим звеном является карма, понимаемая как тонкая материя. Джайнский рецепт спасения предполагает полное преодоление страстей. Для этого необходимо соблюдать 5 великих обетов: непричинение вреда живому, справедливость, неприсвоение чужого, целомудрие, воздержание от суетных привязанностей. Главный принцип-анекантавада -учение, согласно которому нет ни абсолютной истины, ни абсолютного заблуждения:всякое высказывание истинно лишь с определенной точки зрения.

В 6 в до н.э. возникает буддизм -учение, основатель которого был Сиддхарта Гаутама. Центром учения являются 4 благородные истины. Сущес-е человека неразрывно связано со страданием (1).Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь(2).Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды(3).Путь, ведущий к устранению страданий(благой восьмеричный путь) заключается в след: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания(4).Человек состоит из: тело, ощущения, образы восприятия, желания и влечения и сознание. Они состоят из дхарм, мельчайших частиц, каждая из которых существует доли секунды.

Китай. Инь- женское начало, пассивное, темное. Ян -мужское начало, активное, символизирует свет.

Начало китайского фил. мышления уходит своими корнями в мифологическое мышление. Все школы и направления вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути дао явл центральным. Цель мышления, по даосизму, есть слияние человека с природой. Дао-это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобьемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно безымянно, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не явл самостоятельной субстанцией, или сущностью. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его соц этике личность является личностью не для себя, но для общества.

Книги перемен. В структуре отсутствует среднее духовное звено. Гармонично объединяет противоположные философии инь и ян, дает синтетическую философию культуры Дао.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: