Вопрос 27. Натурализм и его основные направления. Социал- дарвинизм как социологическая теория. Учение об обществе и его развитии Г. Спенсера

Натурализм. 1 напраление-Соц. Дарвинизм. Социа́льный дарвини́зм — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества.Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения «выживание сильнейшего». В своих работах он вводит понятие социального прогресса. Также представителем социал-дарвинизма принято считать Уильяма Самнера(который отстаивал необходимость социального неравенства и был противником государственного вмешательства в экономику), так же Джек ЛондонДжон Фиске, Эдмунд Нобл, Уильям Самнер, Эдвард Юманс.

2. Натурализм. 2-е направление. Расово-антропологическая школа.. одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её также называют антропосоциологией. Идеи расово-антропологической школы Общие черты и положения этого направления в социологии таковы

· представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;

· отрицание существования равенства рас;

· деление рас на «высшие» и «низшие»;

· интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;

· оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: