Финансовый контроль – важнейшая функция управления и неотъемлемая часть общей системы регулирования финансовыми средствами.
Видами финансового контроля являются государственный финансовый контроль, ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза.
Государственный финансовый контроль возложен на:
· Счетную палату РФ;
· Центральный банк РФ;
· Федеральное казначейство;
· Министерство финансов России;
· Федеральную таможенную службу;
· иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Методами государственного финансового контроля выступают документальная и камеральная проверка, экономический анализ, обследование, ревизия.
Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
|
|
Цель ревизии – определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.
Объекты ревизии – все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения РФ, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы.
Основными задачами ревизии являются:
· осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;
· обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов;
· правильность постановки бухгалтерского учета;
· пресечение хозяйственных правонарушений.
Ключевые отличия аудита от ревизии приведены в табл. 1.
Таблица 1
Отличительные особенности аудита и ревизии
Критерий оценки | Аудит | Ревизия |
Цели | Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом | Выявление недостатков для последующего их устранения и наказания виновных лиц |
Характер деятельности | Предпринимательская | Исполнительская |
Взаимоотношения | Добровольность, на основе договоров | Принудительность, распоряжение вышестоящих или государственных органов |
Управленческие связи | Горизонтальные, равноправие | Вертикальные, зависимость перед вышестоящим звеном |
Принцип оплаты услуг | Оплату производит клиент | Оплату производит вышестоящий или государственный орган |
Практические задачи | Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов, помощь и консультирование клиента | Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений |
Результаты | Аудиторское заключение | Акт |
Аудит является методом осуществления вневедомственного независимого контроля, но он не подменяет собой государственный финансовый контроль.
|
|
Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов можно рационально использовать в аудите.
Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что последняя проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела.
Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случае необходимости.