Аудит и другие формы финансового контроля

Финансовый контроль – важнейшая функция управления и неотъемлемая часть общей системы регулирования финансовыми средствами.

Видами финансового контроля являются государственный финансовый контроль, ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза.

Государственный финансовый контроль возложен на:

· Счетную палату РФ;

· Центральный банк РФ;

· Федеральное казначейство;

· Министерство финансов России;

· Федеральную таможенную службу;

· иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Методами государственного финансового контроля выступают документальная и камеральная проверка, экономический анализ, обследование, ревизия.

Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Цель ревизии – определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.

Объекты ревизии – все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения РФ, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы.

Основными задачами ревизии являются:

· осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;

· обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов;

· правильность постановки бухгалтерского учета;

· пресечение хозяйственных правонарушений.

Ключевые отличия аудита от ревизии приведены в табл. 1.

Таблица 1

Отличительные особенности аудита и ревизии

Критерий оценки Аудит Ревизия
Цели Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом Выявление недостатков для последующего их устранения и наказания виновных лиц
Характер деятельности Предпринимательская Исполнительская
Взаимоотношения Добровольность, на основе договоров Принудительность, распоряжение вышестоящих или государственных органов
Управленческие связи Горизонтальные, равноправие Вертикальные, зависимость перед вышестоящим звеном
Принцип оплаты услуг Оплату производит клиент Оплату производит вышестоящий или государственный орган
Практические задачи Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов, помощь и консультирование клиента Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
Результаты Аудиторское заключение Акт

Аудит является методом осуществления вневедомственного независимого контроля, но он не подменяет собой государственный финансовый контроль.

Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов можно рационально использовать в аудите.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что последняя проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случае необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: