Русская культура XIX века

XIX век - «золотой век» русской культуры, время мощного куль­турного подъема. Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

Это: Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, от­мена крепостного права, «хождение» в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма — все это многообразие определило и культурное «лицо» XIX в. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век» начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и вы­соту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обнов­ления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, на­родников, марксистов.

XIX в. — это новый качественный подъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризм дости­гает своего апогея.

Особую роль играла литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образы. Назовем лишь наиболее выдающихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Коро­ленко, А.П. Чехов - какая эпоха в мировой цивилизации может назвать такое соцветие имен?

В музыкальном искусстве - это М.И. Глинка, А.С. Даргомыж­ский, П.И. Чайковский, представители «Могучей кучки»: А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
В живописи
И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.

Прославили отечественную науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики - Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, изобретатели - П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин и др.

В развитии русской культуры XIX в. доминировали две линии, которые выстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри нее своеобразное «разделение труда».

Одна - культурно-самобытная, в широком смысле сосредото­чила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специ­фику русской культуры (в ее отличии от иных культур - прежде всего западноевропейской) - применительно к истории отече­ственной культуры, истории русской общественной мысли, пси­хическому складу русского этноса, национальному русского на­рода и т.д. Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русская мысль»
(А. Хомяков), «русское воззре­ние» (К. Аксаков), «русский ум»
(Ап. Григорьев), «русский народ­ный дух» (Вл. Соловьев), «русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердя­ев), «русское мировоззрение» (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступает осмысление особого пути России, ее исторического места в дилемме «Запад—Восток». Однако русская идея, обращен­ная к политике, оставалась откровенно консервативной, ограни­чивала человека рамками устоявшегося, не давала повода для ав­тономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и кон­серватизм второй половины XIX в., но он становится более теоретичным, фундаментальным, тесно связанным с государствен­ной политикой, прямым обоснованием русской идеи.

Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модер­нистская, «революционно-освободительная» - связана с «запад­ничеством», выражавшим идею органической включенности Рос­сии в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Значение XIX в. в истории культуры России заключается: во-первых, во взлете Духа, культурном подъеме, который спра­ведливо может считаться великим российским Ренессансом;

во-вторых, в уникальности философско-нравственного поис­ка свободы, справедливости, человеческого братства и всемирно­го счастья;

в-третьих, в том трагически-творческом «узле» в «колесе» рус­ской истории и культуры, последствия которого становятся понят­ными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской куль­туры этого этапа в их философско-нравственной и геополитичес­кой сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности;

в-четвертых, в зарождении «русской идеи», которая получает различную трактовку, становится определенной «знаковой» сис­темой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславистов и маркси­стов;

в-пятых, в том, что XIX в. в полной мере выразил синтезиру­ющий, философски-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без которого она теряет свою почву и судьбу.

в-шестых, в небывалом развитии такой системы как художе­ственная культура, которая становится именно в XIX в. класси­ческой;

в-седьмых, в этапном завершении развития русской культу­ры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложном про­тиворечивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге
XX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: