Культура Европы ХХ века

Европейская культура ХХ столетия при всей ее противоречивости и многообразии проявлений, способов отношения человека к миру, характеризуется прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ в. – это время становления единой общечеловеческой культуры. Люди стали получать огромное количество информации через электронные средства связи, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, сформировались новые потребности и культурные стереотипы. Этот переворот произошел в рамках массовой культуры, чья социальная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение людей, унифицировать их духовную жизнь, стандартизировать интеллектуальные реакции, что отвечает потребностям машинного производства.

При всей пестроте современной художественной культуры у составляющих ее течений и стилей есть одна общая черта – все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и настроений художника. Начало такому направлению в художественном творчестве положили еще постимпрессионисты. Впоследствии оно было названо модернизмом.

Свое самое полное воплощение модернизм нашел в архитектуре. Самым значительным явлением стал функционализм (20-е годы
ХХ в., Германия) – направление, которое возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал новые типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием и т.д.).

Одним из первых направлений модернизма в литературе стал символизм, который в своем творчестве обращался к классической мифологии, национальным фольклорным персонажам, а также к различным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями символизма были П. Валерии, Т. Элиот, У. Йетс.

Были и другие направления в модернизме, вставшие на путь полного разрыва с поэтической традицией: дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, В. Маяковского, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.

Еще одним направлением модернизма в литературе является школа «потока сознания», пытающаяся удержать настоящее, момент бытия в слове, отразить в нем поток жизни (М. Пруст, Г. Стайн,
В. Вульф, Дж. Джойс).
Знаменитый роман Джойса «Улисс» стал вершиной не только школы «потока сознания», но, по оценкам многих критиков, и всей модернистской литературы.

Разумеется, литература ХХ века не ограничивается рамками модернизма. По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка,
Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына
и др.

Растет популярность научно-фантастической литературы, давшей таких крупных писателей, как С. Лем, А. Азимов, Р. Хайнлайн,
А. Кларк, А. и Б. Стругацкие. Детективная литература представлена именами А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др.

Также как литература, многообразен и многолик театр ХХ в. Наряду с реалистическим театром, продолжавшим традиции А. Чехова и Г. Ибсена, все большее значение приобретают поиски нового. Так появляется трагедийный театр Г Крэга, пытающийся раскрыть философию бытия, эпический театр Б. Брехта, истолковывающий уроки истории и позволяющий для этого большую свободу актеру в обращении с образом, театр жестокости А. Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был еще неразрывно связан с ритуалом, театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета, не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями человека с обществом.

Говоря о модернизме в изобразительном искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в художественной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).

Среди модернистских направлений в художественной культуре ХХ столетия, видимо, самым сложным и противоречивым является экспрессионизм. Его особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность человека в мире (Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).

В первом десятилетии ХХ в. сформировалось еще одно направление модернизма –

кубизм. Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне).

Одной из самых радикальных разновидностей модернизма стал футуризм (1909 г.). Свое наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Руссоло, а в России его приверженцами в поэзии стали В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Футуризм стал кратковременным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя.

Одним из самых значительных явлений в художественной культуре ХХ столетия стал сюрреализм, который возник во Франции после Первой мировой войны и оформился в новое художественное направление (Г. Аполлинер, А. Бретон, С. Дали, Р. Магритт, Г. Мур). Основные черты сюрреализма: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, низменных побуждений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, паталогической психики. Во второй половине ХХ века произведения в стиле сюрреализма мы встречаем в различных видах искусства. В литературе близким к данному стилю оказывается такой гений как Ф. Кафка, в театральном искусстве – это пьесы тетра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, в кино – фильмы Ф. Феллини.

Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм, сложившийся как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии ХХ столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали любую изобразительность и отказывались от изображения предметов мира, то абстракционизм еще называют «беспредметным искусством» (В. Кандинский, К. Малевич).

Позднее различные варианты абстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: В США – абстрактный экспрессионизм, во Франции – ташизм (от слова «таш» - пятно), в Англии – живопись действия и т. д.

Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ века. Позже в этом направлении стало трудно придумать что-нибудь новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, и поэтому на смену ему пришли другие художественные направления, более доступные для зрителей.

Несколько слов нужно сказать о музыке ХХ столетия. Продолжает развиваться академическая музыка, имеющая тесную связь с эстетическими нормами и традициями классического искусства. Понятие модернизма в музыке не является стабильным. И даже то, что в начале века считалось уже классикой. Так произошло с музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса – представителей импрессионизма в музыке. Сегодня в понятие музыкального авангарда входит конкретная музыка П. Шеффера, создающая с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. П. Булез и К. Штокгаузен являютя представителями алеоторики – течения, вносящего элемент случайности в музыку (музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, бросания игральных костей и т. д.). Современный композитор А. Веберн воплотил в своем творчестве идеи пуантилизма – изложение музыкальной мысли не в виде темы или мелодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также шумовых эффектов. Вследствие научно-технического прогресса появилась электронная музыка, связанная с конструированием не только мелодии, но и самого звука.

Принципиально новыми направлениями в музыке ХХ века стали джаз, возникший из слияния африканской и европейской музыкальных традиций, огромное количество разновидностей рока (есть даже рок-опера Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»), многочисленные жанры эстрадной музыки.

В 60-70-е годы ХХ века в западноевропейской художественной культуре произошел новый поворот, в результате которого сформировалось ее новое направление, получившее название постмодернизм. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – эстетических, методологических и т. д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими людьми. Иная точка зрения рассматривает постмодернизм как направление современной европейской культуры, целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурой.

Рассматривая сложные пути развития художественной культуры ХХ столетия, мы закономерно приходим к выводу, что художественная деятельность с небывалой прежде силой адаптируется во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, технической, духовной, а они в свою очередь предъявляют к ней свои требования, разнонаправлено стимулируют ее развитие в соответствии с собственными интересами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: