Культура российского зарубежья в 1920-е годы

В результате революции и гражданской войны около 2 млн. человек оказались выброшенными за пределы родины. Судьба разбросала русских беженцев по всему миру. К 1921 г. сложилось несколько основных центров расселения русских эмигрантов со своей собственной культурной жизнью – газетами, журналами, издательствами, школами, университетами и научными институтами. Это – Париж, Берлин, Прага, Белград, София и (первое время) Константинополь, через который шел основной поток беженцев. Большие русские колонии сложились в государствах, ранее входивших в Российскую империю – Польше, Литве, Латвии, Эстонии. По существу русским городом в Китае был Харбин.

Политическим центром русской диаспоры стал Париж. Литературной столицей русской эмиграции в 1920-1924 гг. был Берлин. Главным университетским городом русского зарубежья стала Прага.

Русская культура в эмиграции продолжала традиции дореволюционной культуры.

Русская эмиграция была очень пестрой по политическим взглядам. При всей пестроте судеб, взглядов, настроений, социального и имущественного положения русские эмигранты тяготели к общению.

В 1920-1922 гг. в разных городах мира началось издание множества русских газет. Но жизнь их была коротка: к концу 1923 г. их осталось не более 100.

В некоторых странах, таких, как Югославия, Болгария и Чехословакия, русские учебные заведения получали материальную помощь от правительства. В этих странах была создана сеть русских учебных заведений, библиотек.

Своеобразные условия сложились для русской диаспоры в Берлине. В то время в Германии была инфляция и относительная дешевизна, и это создавало благоприятную атмосферу для издательского дела. С 1922 г. с Германией (с самой первой на Западе) были установлены дипломатические отношения. В Берлин часто приезжали советские писатели и художники, сложились уникальные возможности для общения между эмигрантской и советской интеллигенцией. В Берлине было создано много издательств, которые были готовы обслуживать как советский, так и эмигрантский рынок и печатать как советских, так и эмигрантских авторов.

Оказавшись в изгнании, интеллигенция, оторванная от родной почвы физически, душой и сердцем оставалась с Россией. В начале 20-х гг. в Русском Зарубежье возобновились старые споры о месте России, об исторической роли интеллигенции. Обсуждались пути национального возрождения России, возможности эволюции большевистского режима. Возникали новые идейно-политические течения и группы.

Заметным явлением идейной жизни эмиграции стало евразийство (1921 г.) Идеи евразийцев разделяли такие крупные фигуры, как историк Г.В.Вернадский, философ Л.П.Карсавин и др. В основе идеологии евразийства лежало представление о России как о самобытной державе, существующей на стыке двух миров – Востока и Запада. Евразийцы отстаивали самобытность русской культуры и выступали против западничества. Они смирялись перед революцией как перед стихийной катастрофой.

Это течение имело как поклонников, так и противников. Если одни упрекали евразийцев в примирении с большевистским режимом, то другие считали их выразителями пробуждающейся национальной идеи.

Среди эмигрантской интеллигенции появились настроения сменовеховства. В 1921 г. в Праге вышел сборник «Смена вех». Сменовеховцы призывали от вооруженной борьбы с советской властью и всеми силами способствовать культурному и экономическому возрождению России. Не принимая большевизм идеологически, сменовеховцы надеялись, что он сможет воссоздать крепкую государственность. Они считали, что переход к НЭПу означал начало постепенной эволюции большевизма. Сменовеховские идеи были сочувственно восприняты большевистским руководством.

Для налаживания мирной жизни страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Эмигрантов, готовых служить советской власти, охотно брали на работу в советские учреждения за границей, разрешали возвращение на родину. Было разрешено издание сменовеховского журнала «Новая Россия». В эмигрантской среде сменовеховство не получило широкого распространения. К середине 20-х годов сменовеховское движение выдохлось.

К середине 20-х годов завершился период адаптации эмигрантов, переживших первый шок вынужденного отрыва от родины. Большинство решило житейские проблемы, нашли источники существования, обустроили быт. Развеялись иллюзии о слабости советской власти и о возможности скорейшего возвращения на родину. Пришло осознание эмигрантского призвания – необходимости сохранить дух и традиции русской культуры. Наладилась культурная жизнь русского зарубежья. Проводились выставки, литературные вечера, концерты. Издавались журналы и газеты. С 1925 г. возникла традиция ежегодного проведения «Дней русской культуры». Для проведения этого праздника была выбрана символическая дата - день рождения Пушкина.

Самым значительным журналом Русского Зарубежья были «Современные записки» (выходил в Париже с конца 1920 по 1940 гг.). Журнал объявил себя внепартийным, и был посвящен, прежде всего, вопросам культуры. В нем печатались почти все известные писатели и поэты Русского Зарубежья: Д.Мережковский, М.Цветаева, В.Набоков и др. Но литература русского зарубежья не была популярна на Западе. Молодые писатели-эмигранты обрекали себя на нищенское существование. Некоторые из них уходили в литературу той страны, где жили.

Заслуга эмиграции состояла в сохранении исторической памяти. Мемуарная литература занимала немаловажное место в публикациях эмигрантской периодики. С первых лет эмиграции выходил «Архив русской революции», основанный И.В.Гессеном.

Приближение мировой войны окрасило жизнь русской эмиграции тревожным ожиданием катастрофы. Большинство эмигрантов отрицательно относилось к Гитлеру. Во Франции и ряде других стран были созданы «Союзы возвращенцев», которые агитировали эмигрантскую молодежь за возвращение в СССР. Эта пропаганда имела успех. В СССР вернулись А.Куприн, муж и дочь М.Цветаевой, а вслед за ними без всяких иллюзий последовала сама Цветаева. В то же время, отдельные граждане СССР, выезжая за границу, отказывались возвращаться назад и пополняли ряды эмигрантов. Их рассказы об ужасах сталинского режима производили сильное впечатление на эмиграцию и западное общественное мнение.

41. Культурная революция 1930-х годов в СССР

Лицо любого общества определяют люди, и чем более образованными, всесторонне развитыми они будут, тем богаче это общество будет. Термин «культурная революция» впервые был употреблен В.И. Лениным в статье «О кооперации». Для Ленина «культурная революция» – это не просто одно из основных слагаемых общего плана социалистического строительства, но и важнейший рычаг, опираясь на который можно решить и другие социально-экономические и политические проблемы, от успеха которых, в свою очередь, зависит и рост культуры.

Ленин считал, что социализм невозможно построить без крупной техники, созданной по последнему слову новейшей науки. Он никогда не предполагал, что социализм можно строить на энтузиазме непосредственно, а не при помощи энтузиазма. Он выдвигал лозунг «Учиться!». Ленинский план культурной революции предусматривал использование буржуазной интеллигенции. В первую очередь необходимо было ликвидировать неграмотность. Культурная революция – это всеобщая грамотность, но нам нужно общее повышение культуры. Ленин предупреждал, что культурная революция не может быть быстро решена. Итак, в 20-е годы преобладало представление о «культурной революции» как о многогранном процессе преодоления культурной отсталости страны.

В 1929 году Сталин встал на путь свертывания нэпа. Устанавливается репрессивно-политический режим с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничивается доступ к информации. В выступлении Сталина в марте 1929 г. культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции».

· Преодоление неграмотности населения и осуществление всеобщего обязательного образования детей школьного возраста (от 8 до 11 лет). Было развернуто широкое строительство школ. Но школам еще не хватало учителей.

· Создана система народного образования. Создавались единые типы общеобразовательных школ: начальная – 4 класса, неполная средняя – 7 классов, средняя – 10 классов. По всем предметам были разработаны стабильные учебники и программы. К 1933 г. завершился переход к обязательному четырехклассному образованию (начальная школа), а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

· Развивалась система среднего специального и высшего образования.

· Приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

· Широкое распространение физкультурного движения.

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Количество вузов увеличилось более чем в пять раз. Однако рост происходил преимущественно чисто административным путем – техникумы реорганизовывались в вузы, политехнические вузы делились на несколько отраслевых. Качество школьной и вузовской подготовки резко снизилось. Уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, упрощено, но и крайне идеологизировано. Была нарушена преемственность в обучении в средней и высшей школе. Выпускники школ не были готовы к обучению в вузах.

Руководитель Центрального института труда А.К. Гастев (его поддерживал Сталин) считал, что советскому народному хозяйству в течение длительного периода времени будет необходим работник ремесленного типа, а не рабочий-рационализатор. Считалось, что работнику достаточно обладать элементарными знаниями и навыками, необходимыми для обслуживания машин. Поэтому страна не нуждается в большом количестве вузов, а нужны фабрично-заводские училища (ФЗУ). По всей стране стали создаваться ФЗУ. Таким образом, окончательно утвердилось упрощенчество учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: